«Дом из соломы? Ты с ума сошел! В детстве сказку о трех поросятах не читал?» — так еще пару лет назад реагировали знакомые на мои рассказы о соломе как о перспективном строительном материале. Подумав, что время еще не наступило, я перестал рассказывать о маргиналах от стройки. Но ситуация кардинально поменялась. Сегодня на Западе много говорят об использовании соломы в качестве строительного материала. «Легализация» соломы дошла до того, что в ноябре 2011 года дом, утепленный соломой, рассматривали на научно-техническом совете Минстроя Московской области. И, как ни удивительно, презентация в столь «реакционном» учреждении прошла успешно — технология была рекомендована для применения.
Раз времена изменились, значит, пора написать о самом, на мой взгляд, необычном и интересном строителе на территории России — Евгении Широкове. Он умеет дешево строить автономные, то есть не нуждающиеся в присоединении к электрическим и газовым сетям дома; конструирует необычные инженерные системы и возводит здания, используя блоки из прессованной соломы.
Широков давно признан в мире. К нему ездят учиться иностранцы, он получил несколько мировых наград. В России четыре года назад стал лауреатом конкурса строительных инноваций, организованного журналом «Эксперт» и проектом «Российский дом будущего».
Дешевая стройка не выгодна никому
Как и большинство ведущих экостроителей мира, Евгений Широков по образованию физик. Индустрия строительства считается одной из самых невосприимчивых к инновациям сфер, и именно физики, в отличие от консервативно мыслящих профессиональных строителей, в последние десятилетия предлагают здесь новые концепты. Широков окончил МВТУ имени Баумана, работал на космос в Лаборатории автономных систем жизнеобеспечения. Тема автономного жилья так и проходит рефреном через его жизнь. «Уже в студенчестве возникла мысль: мы строим орбитальные станции в космосе, но почему нельзя возводить автономные дома на Земле? — вспоминает Евгений Широков. — Проектируя космическую станцию, необходимо решить, как оптимально управлять ограниченными ресурсами — водой, воздухом и так далее. Но если посмотреть шире, то такая же задача справедлива и для планеты Земля в целом. Чем больше я вникал в устройство экономики и промышленности, тем больше поражался, как же тупо мы сжигаем ресурсы. Пилим сук, на котором сидим, причем делаем это со все возрастающей скоростью. Порой возникают сомнения, можно ли называть человека Homo sapiens».
Попав после защиты кандидатской по распределению в минский Институт тепло- и массообмена Академии наук Белоруссии, Широков продолжил заниматься космосом. Экостроительством он увлекся с середины 1990-х, участвуя в программе строительства жилья для переселенцев из зоны Чернобыля. На возведение нового жилья для 150 тысяч семей были потрачены огромные деньги. Но при этом оказалось, что переселенцы часто жили меньше, чем оставшиеся в опасной зоне. Исследования показали, что одна из причин — неэкологичное жилье. Вскоре на деньги немецкого благотворител