Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Строить по-фински


Финский концерн YIT более полувека осуществляет в России проекты, связанные с инженерным обеспечением и техническим обслуживанием промышленных и коммерческих объектов. История жилищного строительства в РФ короче – оно ведется с начала 2000-х годов под брендом «ЮИТ ДОМ». Основная отличительная черта фирменного стиля компании – перенос финских стандартов качества на российскую почву. По определению генерального директора домостроительной компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Михаила Возиянова, понятие «финское качество» наполнено очень простым смыслом: вещь должна быть сделана добротно, без дефектов и обладать запасом прочности, который обеспечивает долгий срок службы.

На своей стадии

– Были ли у ЮИТ попытки перенести полностью проект финского дома в Россию?

– Такой перенос идет постоянно. Когда ЮИТ начала заниматься в России жилищным строительством, за основу были взяты именно финские проекты. Подавляющее большинство домов спроектированы финскими специалистами, построены с применением финских технологий и с частичным использованием финских материалов. Конечно, необходима адаптация к действующим российским санитарным, строительным, пожарным нормам.

Наши пожарные, к примеру, требуют большей устойчивости материалов и конструкций к огню, чтобы было время доехать до горящего дома. Другой пример – в Финляндии нет таких жестких нормативов по инсоляции жилья. В СССР всегда выдвигались повышенные требования к инсоляции, что позволяло за счет ультрафиолета иметь без дополнительных затрат хороший воздух в квартире. В Финляндии этот вопрос решается иными способами, например приточной вентиляцией.

Но я не называл бы эти различия принципиальными. Просто строительный комплекс каждой страны находится на своем этапе развития, в соответствии с чем определяются более или менее важные моменты.

– В чем требования двух стран к жилищному строительству различаются наиболее сильно?

– Пожалуй, особенно заметно различие в подходах к энергоэффективности. В Европе эта тема актуальна уже более десяти лет, Финляндия прошла большой путь в этом направлении, а мы начали заниматься вопросами сбережения энергоресурсов лишь в последние два-три года. Что, однако, не означает технологическую отсталость строительного комплекса в России: мы уже сейчас можем строить дома, аналогичные по этому параметру финским. Но какой смысл?

Российская строительная отрасль пока находится на стадии, когда нормой стала установка в возводимых домах стеклопакетов и счетчиков воды и газа, но такие жесткие требования к обеспечению энергоэффективности, как в Финляндии, не применяются. Там, к примеру, уже не сдают в эксплуатацию дома без системы рекуперации воздуха. Что это значит? Теплый воздух, используемый в помещении, у нас просто выкидывается наружу, у них – собирается и подогревает тот воздух, который подается в квартиры. Это, в свою очередь, влечет за собой непременную установку системы приточной вентиляции, которая у нас встречается пока только в элитных домах. Мы отстаем лет на десять.

– Как долго мы будем догонять Финляндию на этом пути?

– Надо понимать, что внедрение ресурсосберегающих технологий в строительстве происходило в Финляндии на фоне более высоких, чем в России, доходов населения и более доступных банковских жилищных кредитов. Энергоэффективность обходится недешево и ложится на стоимость квадратного метра построенного жилья, так что нельзя сказать, что обычные финны голосовали обеими руками за внедрение передовых технологий. Для хозяина квартиры или дома вложения в энергосбережение окупаются очень долго, в течение 15-20 лет. Проще и выгоднее положить деньги в банк под проценты. Но в целом уровень платежеспособности финских граждан таков, что позволяет государству ставить во главу угла вопросы ресурсосбережения.

А россияне в большинстве своем пока не в состоянии заплатить за жилье, построенное в соответствии с европейскими нормами энергоэффективности. Поэтому вряд ли завтра можно ожидать резкого прорыва, хотя движение в этом направлении все равно неизбежно. У России долгое время была фора по стоимости ресурсов, но с каждым годом разница цен с Западом сокращается, а по некоторым позициям мы уже догнали и перегнали Америку. Дальнейшее повышение тарифов даст стимул для внедрения сберегающих технологий. Российское государство в ряде документов предусмотрело постепенное ужесточение нормативов по линии энергоэффективности в ближайшие пять лет. Но процесс будет сдерживаться уровнем платежеспособного спроса.

Проверять и обучать

– Является ли препятствием для внедрения финских технологий строительства качество стройматериалов?

– Сегодня – нет. Отечественная отрасль производства стройматериалов сильно продвинулась вперед, хотя и с некоторым отставанием от строительного комплекса. Движение шло по двум направлениям: с одной стороны, российские производители покупали импортное оборудование и внедряли новые технологии, с другой – многие иностранные компании открыли у нас свои производства.

В последние годы в России начали работать предприятия таких финских производителей, как Tikkurila. Они обеспечивают стабильное качество при конкурентоспособной цене, поэтому попали в число наших поставщиков: нет смысла ввозить стройматериалы из-за рубежа, если такие же выпускаются рядом. Импортируем только то, что нельзя приобрести в России, или то, что не устраивает нас по качеству. Например, закупаем у иностранцев ELPO-блоки, через которые проходят собранные воедино системы вентиляции и канализации (благодаря этому они оказываются скрытыми внутри стен в квартирах). Их в нашей стране не изготавливают. Отделочные материалы привозим – европейские по-прежнему лучше отечественных. Но в целом доля импортных материалов заметно снизилась.

– Как сказывается на качестве ваших домов качество трудовых ресурсов?

– Дефицит квалифицированных кадров в России действительно есть. К сожалению, система ПТУ, техникумов в стране развалилась, приходится самим компенсировать этот провал. Вкладываем значительные средства в обучение персонала: учим, как красить стены, как белить потолок в соответствии со стандартами ЮИТ. Гастарбайтеров стараемся не принимать: в подобных работников инвестировать невыгодно, поскольку это все-таки временный контингент. Обученных специалистов стараемся удерживать зарплатой, социальными гарантиями, условиями труда. Кстати, в Финляндии в последние годы также возникла проблема качественных трудовых ресурсов: в строительной отрасли появилось много эстонцев, у которых свое представление о том, как надо работать.

Экономика диктует

– Почему вы изначально приглашали финских архитекторов для разработки концепций своих домов, а потом переключились на россиян?

– Потому что десять лет назад видели проблему в ментальности отечественных специалистов: их подходы были традиционными, сложившимися десятилетиями. Очень трудно было, даже правильно сформулировав техническое задание, мотивировать их к переходу на следующий уровень. В тот момент компания приняла решение, что концепции проектов должны разрабатываться финскими архитекторами, а российские коллеги адаптируют их к нашей нормативной базе. Но этот период деятельности пройден. Сложился круг петербургских партнеров-архитекторов, которые обучены нашему продукту. Проблем нет.

– Что именно уловили ваши партнеры-архитекторы?

– В финских жилых домах есть некий узнаваемый облик: здание лаконичное, с застекленными балконами или лоджиями, в окраске используется небольшое количество цветов. Тем не менее это не монотонные белые или серые фасады. Поскольку это не элита, то нет каких-то особых украшений или сложных геометрических форм. Но аккуратность в проработке деталей крайне важна.

Другая особенность финского домостроения – тесная связь с природой. Если приедете в Хельсинки, увидите дома в основном не выше деревьев, меньшую, чем в России, плотность застройки, благоустроенные дворы, бережно сохраненные при строительстве элементы природного ландшафта.

– Но вы-то здесь строите высотки в типичной для нашей страны городской среде. Получается не по-фински...

– Вопрос экономии: стоимость земли, подключения к сетям монополистов в Петербурге такова, что возводить среднеэтажное жилье в центре невыгодно. Думаю, его место – ближе к окраинам, и такие проекты уже возникают. В частности, наш жилой комплекс около Новоорловского лесопарка планируется построить в основном не выше сосен. Сейчас работаем над концепцией (разработкой мастер-плана занимается бюро известного испанского архитектора Рикардо Бофилла).

Приступая к работе на купленном в застроенном районе Петербурга участке, приходится решать ряд вопросов: выделение гораздо большей, чем требуется в Финляндии, территории под школы и детские сады, места для подъезда пожарных машин, размещения мусорных бачков и строительства парковок. После этого остается столько, что можно только свечку воткнуть, – иначе экономика проекта «не бьется». В Финляндии все не так. Отличия начинаются с того, что застройщик покупает участок не на собственные, а на привлеченные под нормальные проценты средства. И не бывает такого, чтобы он вложил деньги сегодня, а строить начал через пять лет, которые в России уходят на многочисленные согласования. В Финляндии от приобретения участка до начала строительства проходит менее года.

Можно требовать от девелопера строительства парковок, за которые жильцы просто не могут заплатить, и они стоят пустые, а машины – на газоне. Можно поставить в качестве условия возведение детских садов, которые субъект федерации не готов принять на баланс. Можно повесить на застройщиков всю инженерию. Но все это в одном случае – если ставить целью, чтобы новые проекты не появились. Они и не появятся. Если задача сводится к тому, чтобы они появлялись (а в Финляндии она состоит именно в этом!), то путь должен быть иным. Необходимо политическое решение: если государство хочет, чтобы строили жилье, оно должно софинансировать инфраструктуру.            

Санкт-Петербург