Строительный комплекс Томской области пережил кризис 2008 года со значительными потерями. Коллапс отрасли, несмотря на попытки властей ее реанимировать, был долгим и чрезвычайно болезненным — умерли несколько компаний, объемы ввода жилья серьезно сократились, обострились проблемы с дольщиками, многие из которых до сих пор не смогли получить своих квартир. Казалось бы, ориентиры потеряны и темпов уже не наверстать. Тем не менее в прошлом году томским строителям удалось сдать 458 тыс. кв. м жилья, что оказалось на 4,8% больше показателя 2010 года. В нынешнем году в области планируется увеличить ввод жилья еще на 4% — до 478 тыс. кв. м. По самым приблизительным оценкам, около половины этого объема даст локомотив отрасли — Томская домостроительная компания (ТДСК).
Именно руководство ТДСК еще несколько лет назад выступило инициатором разработки стратегии развития регионального строительного комплекса. Кризис помешал планам, но, по историческим меркам, ненадолго. В начале 2012 года областной департамент архитектуры, строительства и дорожного комплекса совместно с учеными Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) подготовили такую стратегию со сроками реализации до 2022 года. Учитывая печальный кризисный опыт, основной целью выбрали ни много ни мало — преобразование строительного комплекса области в межотраслевой градостроительный кластер. Строительные, проектно-изыскательские организации, предприятия промышленности и специализированные финансовые институты — все должны заработать как один механизм.
Стройся, кто может…
Несмотря на то что томские власти по мере возможностей пытались помочь (в том числе и деньгами) отдельным строительным предприятиям, без потерь в отрасли не обошлось. Отряд, однако, не заметил потери бойцов и упрямо шел к цели, выраженной в квадратных метрах. «Планы по вводу жилья абсолютно реальны вне зависимости от того, что некоторые компании попали в процедуру банкротства, — говорит о текущей ситуации начальник департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области Павел Подгорный. — Связано это с тем, что состояние строительного рынка определяется не количеством компаний-застройщиков, а спросом на жилье. А свидетельством оживления спроса является продолжающийся рост цен».
Собственно говоря, рост цен может быть вызван только одним фактором — недостатком предложения. Поэтому застройщики, оставшиеся на плаву, без работы, действительно, не сидят. С другой стороны, существует мнение о монополизации строительного рынка под крылом ТДСК, что и приводит к повышению цен на новое жилье. «Те сегменты, в которых работает ТДСК, — они свои, может быть, они уникальные. Но другие компании работают в том же направлении, также имеют свои уникальные технологии и подходы», — не соглашается с таким тезисом начальник департамента.
На фоне некоторой активизации строительных фирм вроде бы начала решаться и насущная проблема с недостроем, что слегка улучшило общие показатели отрасли. Например, в 2011 году из бюджета Томской области было выделено 150 млн рублей в качестве государственной поддержки жилищно-строительных кооперативов, созданных для завершения строительства домов компаний-банкротов. Такие долгострои остались у СУ-13, «Монолита», «Строймонтаж М» и «Паводка». В нынешнем году, как и в прошлом, областная власть обещала помочь в завершении строительства этих объектов. По крайней мере на начало текущего года в областном бюджете было заложено еще 100 млн рублей на поддержку ЖСК. По словам Павла Подгорного, первый транш в 60 млн рублей будет направлен на строительство объектов инженерной инфраструктуры компании «Рекон» и СУ-13, а также поддержку юридических лиц, компенсацию арендной платы и процентных ставок по привлекаемым кредитам. Он также заверил, что ввести в эксплуатацию все дома обманутых дольщиков планируется до конца 2012 года. На сегодня из наследия смутных времен в Томске остались одиннадцать проблемных домов. За прошлый год удалось ввести в эксплуатацию десять домов общей площадью около 54 тыс. кв. м, в которых получили квартиры тысяча семей.
Более радикально характеризует состояние дел в отрасли вице-мэр Томска Евгений Паршуто. «За 2011 год строители в Томске сдали 373 тысячи квадратных метров жилья, причем больше половины из них приходится на долю ТДСК, — отметил он. — Четыре компании: СУ-13, СУ-21, «Монолит» и «Строймонтаж» — просто исчезли со строительного рынка Томска. Вместо жизненно необходимой конкуренции на нем прослеживается четкая монополизация. Все чаще строители сами же выступают инвесторами объектов, кроме жилья строят сети и более того — вынуждены их эксплуатировать». По мнению Паршуто, таковы сегодняшние тенденции строительного рынка. Плюс к этому на застройщиков ложится непомерная плата за техническое присоединение, огромные (до 500 дней) сроки подготовки документов и ставший уже системным кризис инженерной инфраструктуры — даже в некоторых районах комплексной застройки нет тепло-, электросетей и водоводов. «Перспективы развития тепло- и водоснабжения муниципалитет уже представил Союзу томских строителей, — напомнил Паршуто. — Но чтобы воплотить их в реальность, нужно 18 миллиардов на инфраструктуру. И кроме источников финансирования необходим механизм ее строительства. Кто будет выступать заказчиком, кому передавать на баланс и в эксплуатацию?»
В общем, решать проблемы строителей доверили самим строителям. И как можно предположить, вовсе не за счет поддержки из бюджета. В Томской области она и без того несоизмеримо мала. Например, поддержка жилищного строительства региональными и местными бюджетами в среднем по России составляет 2,6%, а в Томской области — 0,5% от стоимости строительства, то есть в пять с лишним раз меньше. По федеральным жилищным и строительным программам регион получает в среднем в три раза меньше других территорий, отставая от некоторых в пять-семь раз. Например, в соседней Кемеровской области бюджетное финансирование жилищных программ и предоставление государственной поддержки гражданам в год составляет 2 млрд рублей, в Томской области — 200 млн рублей.
Стратегическая инициатива
Строители в общем-то поступили правильно, начав разговор о собственной кластеризации. Биокластер в Томске есть, лесопромышленный тоже, нужен и строительный, чтобы, как говорится, не пропасть поодиночке. Инициатива разработки стратегии развития строительной отрасли принадлежит генеральному директору ТДСК, депутату Законодательной думы Томской области Александру Шпетеру. Отсюда, собственно, и основательный подход к документу, и его определенная масштабность.
Стратегия не только охватывает жилищное строительство, но и прописывает в отдельности роль домостроителей, дорожников, монтажников промышленных объектов, производителей стройматериалов, проектировщиков и научно-образовательного комплекса. В совокупности — место, которое стройиндустрия займет к 2022 году в экономике Томской области. И оно должно быть весьма приличным.
Например, к 2022 году планируется увеличить количество рабочих мест в отрасли с сегодняшних 28 тысяч до 43 тысяч (с 6 до 13% экономически активного населения). Разработчики стратегии полагают, что в течение ближайших 10 лет доля строительной индустрии в валовом региональном продукте возрастет с 7 до 10%, а общий объем инвестиций в отрасль составит 960 млрд рублей (в ценах 2011 года). Ежегодные вложения только в жилищное строительство увеличатся с 17 до 30 млрд рублей. Кроме того, качество градостроительной среды по расчетам 2010 года в Томской области оказалось ниже среднероссийского уровня. Так что к 2022 году предполагается его превысить. «Я связываю с этой стратегией большие надежды, потому что она позволит направить вектор развития Томской области, в том числе и на строительную отрасль, — подчеркивает Александр Шпетер. — Ведь раньше строителям оказывалась всенародная поддержка, а сегодня стройиндустрию не ругает только ленивый. Но вы вдумайтесь в цифры — в стройкомплексе будет задействовано 43 тысячи работников, это значит, что столько же семей будут уверенно смотреть в будущее. И в этом заключается огромная социальная значимость стратегии».
Прямых экономических расчетов в стратегии нет, как нет в ней и определенных объектов, сроков и стоимости реализации промежуточных проектов. В этом смысле стратегия — рамочный документ, а не буквальный план действий. Использовать его предполагается как инструмент для принятия целого ряда программ и, возможно, нормативно-правовых актов, касающихся инновационного развития отрасли (инвестиции в НИОКР выделены отдельно), модернизации основных фондов, кадрового потенциала. В итоге должен получиться не «прокаченный» строительный комплекс, а именно градостроительный кластер.
Первый этап реализации стратегии (с 2012-го по 2015 год) предполагает решение задач по преодолению кризисных явлений и восстановлению рынка ипотечного кредитования. Кроме этого строители надеются, что в этот период будут созданы предпосылки для роста инвестиционной активности. На втором этапе (с 2016-го по 2022 год) разработчики прогнозируют стабильное развитие рынков недвижимости и ипотеки, достижение баланса между спросом и предложением на рынке жилья и завершение реструктуризации экономики региона. Счастливый финал стратегии должен совпасть с ростом уровня доходов населения, которое будет активно покупать жилье.
Кроме этого в стратегии, по сложившейся российской традиции, предусмотрено два сценария. Первый — инерционный, то есть реализуемый «по течению», без прорывов. Второй — приоритетный, который предполагает объединение усилий ряда институтов. В частности, банков, фонда содействия реформированию ЖКХ, агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Для работы с держателями капитала предстоит разработать грамотные региональные и муниципальные целевые программы. Если все пойдет по плану, то уже к 2015 году — это время названо в качестве промежуточной ступени реализации стратегии — томский строительный комплекс будет развиваться более динамично. Например, объемы сдачи жилья с сегодняшних 458 тыс. кв. м в год увеличатся до миллиона. Правда, покупателем 30% жилых помещений должно стать государство через различные целевые программы расселения аварийного фонда, обеспечения жильем малоимущих граждан.
Роль государственного участия в реализации стратегии несколько настораживает. Но очевидно, идеологов документа этот момент не смущает, и они делают акцент именно на господдержку. «Областной бюджет традиционно учитывает потребности многих отраслей экономики, но строительная из него по большому счету всегда выпадала, хотя в других регионах доля бюджетного участия в строительной отрасли выше в три раза, — поясняет депутат Законодательной думы Томской области Борис Мальцев. — Принятием стратегии мы заострим внимание на том, что без государственного участия строительная отрасль не может и не будет развиваться».
Для того чтобы достичь плановых показателей, необходимы меры государственной поддержки строительного комплекса в первую очередь на развитие социальной, транспортной и коммунальной инфраструктур, затраты на которые в настоящее время существенно влияют на увеличение себестоимости жилья в Томской области. В целом, как предполагают разработчики, финансирование отрасли со стороны бюджета должно достигнуть 20%. Эта, без преувеличений, сказочная сумма должна быть инвестирована в отрасль в рамках реализации двух крупных проектов — строительства Северской АЭС и газопровода «Алтай». Разработчики отмечают, что если федеральный бюджет не профинансирует 20% от необходимых сумм, то в полной мере стратегия не будет реализована. При этом участие регионального бюджета должно составить не менее 6%, местных бюджетов — не менее 4%. В этом случае можно обеспечить долю 65–70% инвестиций из частных источников. Участие местных бюджетов планируется в рамках государственного и муниципального заказа на строительство жилья. Данный совершенно не рыночный пункт пока лишь предположение, но его уже считают одним из залогов успешной реализации стратегии. Для того чтобы он стал реальностью, томским властям необходимо проработать ряд целевых программ.
В итоге по расчетам разработчиков в 2015 году могут быть полностью преодолены все посткризисные явления. По объемам строительства жилья предполагается выйти на параметры, заданные руководством страны, — ежегодный ввод одного метра жилья на одного жителя региона, то есть в Томской области — не менее миллиона кв. м жилья в год. По обеспеченности жильем планируется достичь показателя в 29 квадратных метров на человека. При этом должны улучшаться показатели доступности жилья, то есть его стоимость относительно уровня заработной платы в регионе.
Собственно механизм реализации стратегии зиждется на ее встраивании в единую систему документов регионального стратегического планирования и достижении целевых индикаторов развития. Именно поэтому в строительной стратегии есть понятие «инновационный город». Применение градостроительных инноваций, формирование новой градостроительной среды — это тоже задача кластера на ближайшие годы. Однако все вышеизложенное в большей степени относится к инерционному сценарию развития событий. Приоритетный сценарий отличается не только показателями, но и эффективностью использования механизмов государственного стимулирования отрасли. А учитывая нынешнее все еще не вполне здоровое состояние отрасли после кризисного нокдауна, добиться высокой эффективности будет непросто. «На пути реализации стратегии непременно возникнут риски — макроэкономические, кадровые, природные, рыночные, — не исключает Борис Мальцев. — Но это не страшит, и нам еще не раз придется актуализировать этот документ, возвращаться к нему и вносить коррективы с учетом рыночных реалий».
График 1 Ввод в действие жилых домов График 2 Ввод жилья в Томской области График 3 Целевой индикатор «Обеспеченность жильем населения Томской области»