Расположенный на окраине Пскова собор Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря, знаменитый уникальными фресками начала XIV века, лишен музейного статуса и передается Русской православной церкви (РПЦ). В середине июля Юрий Киселев, директор Псковского государственного музея-заповедника, в ведении которого храм находился с 2001 года, подписал с главой территориального управления Росимущества в Псковской области Александром Сребролюбовым соглашение о расторжении «охранного договора на безвозмездное пользование памятником истории и культуры». Монастырь – один из древнейших из ныне существующих псковских монастырей: первое упоминание о нем в летописи встречается в XIII веке. Рождественский собор Снетогорского монастыря построен в 1311 году и расписан фресками спустя два года. Это единственный сохранившийся памятник псковской монументальной живописи XIV века.
Теперь собор теряет музейный статус и, согласно закону РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», должен поступить в распоряжение Псковской епархии РПЦ. Сделать это оказалось несложно, поскольку собор не находился в оперативном управлении музея-заповедника и ни сам памятник, ни его фрески не были включены в состав музейного фонда страны. Более того, неожиданно выяснилось, что статус фресок Рождественского собора не определен, паспорт на объект культурного наследия не составлен, предмет охраны и балансовая стоимость также неизвестны. Ранее представители епархии заявляли, что не намерены форсировать на территории региона применение закона о реституции, поскольку РПЦ не испытывает острой нужды в новых приобретениях в регионе и не располагает ресурсами, необходимыми для их освоения (см. «Крестовых походов пока нет», «Эксперт С-З» №45 от 15 ноября 2010 года).
Реставраторы и искусствоведы, узнав о случившемся, выразили обеспокоенность судьбой фресок. По мнению специалистов, регулярные богослужения в храме могут отрицательно сказаться на состоянии древних росписей и привести к их утрате. Региональные власти настаивают на том, что передача храма РПЦ производится в соответствии с законодательством и будут обеспечены необходимые меры охраны фресок. При этом они ссылаются на опыт расположенного в Пскове Мирожского монастыря, также знаменитого уникальными фресками. Музейщики там мирно уживаются с церковной братией, «выработан механизм мирного сосуществования». Представители Снетогорской обители, в свою очередь, сетуют, что монастырь оказался в культурной изоляции: «Трудно сотрудничать с людьми, заранее утверждающими, что собор ценен только как памятник и молитвы в нем допускать нельзя».
В настоящее время монастырь оформляет документы – охранное обязательство и договор на безвозмездное пользование. Охранное обязательство будет составлять специальная комиссия. В нее вошли не только чиновники, но и искусствоведы, в том числе представители Псковского музея-заповедника и Псковского областного отделения ВООПИиК. Тем не менее многих в Пскове смущает тот факт, что передача уникального памятника произошла спешно и непублично, а охранные обязательства формулируются постфактум – когда договор между музеем и Росимуществом расторгнут.
Недовольные неожиданным решением о передаче памятника РПЦ вспоминают слова псковского губернатора Андрея Турчака, который в июле этого года в ходе обсуждения судьбы проекта реконструкции набережной реки Великой в Пскове заявил: «Практика обсуждения значимых для области и города проектов, когда эти проекты обсуждаются в кабинетах, закончена». Судя по всему, ситуация с фресками может стать лакмусовой бумажкой для проверки отношений между властью и культурной общественностью региона.