Рынок стройматериалов Петербурга представлен не только узкоспециализированными производителями цемента, кирпича, товарного бетона, но и крупными застройщиками – вертикально интегрированными компаниями, которые имеют собственные мощности для производства строительных материалов. В период развития строительного комплекса в условиях нехватки стройматериалов большинство застройщиков были вынуждены создавать собственные мощности по их производству. Собственное предприятие обеспечивает необходимое качество строительства, бесперебойные поставки, а также спасает от резкого роста цен. Но владеть им могут только крупные компании: это совершенно отдельный бизнес со всеми вытекающими последствиями. «Собственное производство строительных материалов под силу только крупному вертикально интегрированному холдингу для поддержки основного бизнеса», – подчеркивает президент, председатель совета директоров Etalon Group Вячеслав Заренков.
Потребность бизнеса в росте эффективности и сокращении издержек подталкивает участников рынка к пересмотру ранее выбранных стратегий развития бизнеса и концентрации на ключевых компетенциях. И если в экономике страны не произойдет серьезных потрясений, которые способны привести к трансформации отрасли, не исключено, что по мере развития рынка строительных материалов застройщики постепенно начнут избавляться от непрофильных для себя активов либо сохранят их в качестве отдельного направления для диверсификации бизнеса. Единичные примеры такого подхода уже есть на петербургском рынке, однако пока большинство застройщиков не готовы их тиражировать.
Вынужденная мера
Петербургский рынок стройматериалов – один из самых развитых в России как по номенклатуре и качеству местных материалов, так и по уровню технического оснащения производителей, логистики, взаимоотношений «поставщик – потребитель», утверждает управляющий партнер консалтинговой компании «Решение» Александр Батушанский. По большинству позиций (товарный бетон, кирпич, газобетон, цемент и т.д.) местные игроки занимают 90-100% рынка. Исключение составляют арматура и стекло, а также сухие смеси: в этих сегментах велика доля производителей из других регионов.
Компании, которые уже имеют в своем составе предприятия, выпускающие стройматериалы, как правило, продолжают развивать это направление, открывая новые производства и модернизируя существующие. Другие фирмы, нацеливаясь на развитие бизнеса, предпочитают организовывать иные структурные подразделения – подрядные, проектировочные, инжиниринговые. По словам генерального директора компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Михаила Возиянова, в периоды высокого спроса рынок может не справляться с поставками строительных материалов. «Руководствуясь аналогичной логикой – чтобы защитить себя от нехватки подрядных мощностей на рынке, зачастую принимаются и решения об увеличении собственных строительных сил», – поясняет он.
По мнению президента Холдинга RBI (включает в себя компании «Северный город» и RBI) Эдуарда Тиктинского, организаций, которые совмещают и управление проектом, и собственные подрядные мощности, и выпуск стройматериалов, на петербургском рынке немного. «Как правило, это единичные компании, которые выросли в прошлом из строительно-монтажных, ремонтно-строительных управлений, где исторически были машины, механизмы, специалисты – база, создание которой с нуля требует существенных затрат и усилий, а необходимость поддержания сковывает технологическое развитие», – рассказывает он.
Собственное производство, говорит заместитель генерального директора объединения «Строительный трест» Беслан Берсиров, позволяет контролировать качество продукции и, что не менее важно, обеспечивает бесперебойные поставки стройматериалов. «Освоение новых технологий и выпуск продукции высокого качества подтолкнули нас к организации в составе ГК „Балтрос“ двух производственных площадок – домостроительного комбината „Славянский“ и центра деревянного домостроения „Карела“», – дополняет вице-президент ГК «Балтрос» Константин Симаков.
Предприятия создаются в структуре компаний, как правило, под конкретные задачи. «Наша цель – строительство качественного жилья. Исходя из этого и выстраивалась цепочка производства. Безусловно, в ситуации, когда на рынке в России и в нашем регионе отсутствовало производство стройматериалов определенного качества, отвечающего стандартам ЮИТ, мы были вынуждены либо организовывать собственное производство (как в случае с заводом по изготовлению стеновых конструкций), либо импортировать какую-либо продукцию», – вспоминает Михаил Возиянов. Но по мере появления в регионе нужных предприятий (в том числе финских) объемы импорта уменьшались, а собственное производство стеновых конструкций ЮИТ продал профильной финской компании Betset, которая продолжает заниматься этим бизнесом и поставляет застройщику продукцию по контракту. «Такой подход отвечает и стратегии концерна, которая не предусматривает развитие непосредственно бизнеса стройматериалов», – отмечает Возиянов.
Неочевидная выгода
По поводу преимуществ обладания собственным производством мнения различны: некоторые специалисты, исходя из личного опыта, говорят о прямой выгоде, другие убеждены в низкой доходности этого направления. «Если компания владеет собственным производством, это, безусловно, дополнительное преимущество. К примеру, если предприятие располагает собственным производством по выпуску полного комплекта изделий на строительство жилого дома», – уверены в Группе ЛСР. «В одних случаях экономическая эффективность обеспечивается даже при собственном потреблении всей продукции, в других – только при условии поставок продукции на рынок», – рассуждает Константин Симаков.
По словам Беслана Берсирова, производственная база «Ржевка», входящая в объединение «Строительный трест», выполняет и сторонние заказы – ее продукцию приобретают многие крупные компании. «Безусловно, содержание и модернизация производственных мощностей требуют постоянных капиталовложений, но для крупной строительной организации это выгодная инвестиция: работа над повышением качества продукта всегда окупается сторицей», – заверяет он.
Вячеслав Заренков объясняет: каждый застройщик сам решает, делать продукцию только для себя или часть продавать на открытом рынке. Но если компания следит за ситуацией на рынке, при возникновении высокого спроса она в любой момент может нарастить объем выпуска.
Александр Батушанский указывает также на распространенные заблуждения о высокой маржинальности бизнеса по производству стройматериалов, простоте его создания и управления им, а главное – о достаточности собственных объемов потребления для эффективной работы. «На практике производство строительных материалов – бизнес, требующий совсем другой компетенции по всем направлениям – от закупок и производства до маркетинга на рынке, – комментирует он. – Гораздо чаще, несмотря на все огрехи действующих на рынке поставщиков, закупать выгоднее, чем производить». Именно по этой причине на развитых западных рынках крупные строительные холдинги и холдинги, занимающиеся выпуском строительных материалов, – как правило, разные компании.
Говорить о прямой выгоде для конечного потребителя (покупателя жилья) также сложно. Опыт организаций, совмещающих функции производителя материалов и застройщика, различен. По наблюдениям Заренкова, даже с учетом модернизации и затрат на производство себестоимость строительства снижается на 10-15%. «В условиях развитого рынка снижение себестоимости за счет наличия собственного производства – это проценты или доли процентов, то есть очень немного в относительном выражении. Но при больших объемах выгода может быть весьма ощутимой», – уточняет Симаков.
Без перспективы
Некоторые участники рынка полагают, что пользы от собственного производства нет совсем. «В большинстве случаев наличие собственных производств лишает застройщика гибкости. Что показательно, со временем закупки у аффилированных поставщиков происходят по завышенным ценам. Причем в этом случае консолидированная прибыльность в рамках всего вертикально интегрированного холдинга также не обеспечивает общую эффективность, так как „свои“ поставщики склонны расслабляться и не бороться с излишними издержками», – убежден Александр Батушанский. На его взгляд, внутри холдинга должно быть правило, по которому собственный производитель участвует в конкурсе на поставку стройматериалов наравне с другими поставщиками.
Кроме того, девелоперы вкладывают в создание и развитие производств средства, которые могли бы пойти на понятный и привычный бизнес, например на покупку участков под застройку. А если открывать производство на заемные средства, проценты по кредитам уничтожат маржу. С точки зрения Эдуарда Тиктинского, привлекать сторонние компании выгоднее, чем содержать свои, поскольку это меньшие постоянные затраты. Группа компаний «ЦДС» также пока не собирается открывать собственное производство. «У нас достаточно надежных партнеров, которые полностью обеспечивают потребности строительного процесса», – замечает генеральный директор «ЦДС» Михаил Медведев.
По словам Михаила Возиянова, на петербургском рынке присутствует большое количество качественных альтернатив, возникших благодаря инвестициям в создание производств стройматериалов (в том числе локализованных зарубежными компаниями). «Несомненно, за последние лет десять у нас стало гораздо больше качественных производств. И чем дальше идет развитие, тем более логично бизнесу специализироваться на том, что он умеет делать лучше всего», – подчеркивает он. «Надо не производства развивать, а свою основную компетенцию – управление строительными проектами», – советует Батушанский. Работающие на рынке игроки специализируются на уже понятных для них бизнесах и расширять или укрупнять компанию за счет присоединения непрофильного бизнеса считают неправильным, резюмирует Вячеслав Заренков.
Санкт-Петербург
График 1 В 2011 году на рынке Петербурга действовали около 70 производителей, имеющих около 110 узлов График 2 В 2011 году на рынке Петербурга действовали четыре местных производителя График 3 В Петербурге и Ленобласти работают порядка 90 производителей ЖБИ График 4 Местные производители керамического кирпича в 2011 году занимали две трети рынка Санкт-Петербурга