Что произойдет с рынком недвижимости в ближайшее время? В условиях общей нестабильности трудно давать уверенные прогнозы – слишком сильна зависимость российской строительной отрасли от мировых финансово-экономических процессов. Одни девелоперы осторожно говорят о постепенном восстановлении рынка, другие рисуют пессимистичные картины: падение спроса на жилье, снижение объемов строительства. Однако каким бы ни был сценарий развития, очевидно: наиболее спокойно себя чувствуют компании, имеющие долговременную стратегию развития, подкрепленную четкой организацией бизнеса.
Генеральный директор Группы компаний «РосСтройИнвест» Федор Туркин поделился с «Экспертом С-З» мыслями о том, станет ли жилье в России доступным и каковы перспективы строительного бизнеса в государственно-частном партнерстве.
– За последние годы строительный рынок – в зависимости от экономической и политической конъюнктуры – переживал и взлеты, и падения. Каков ваш прогноз относительно перспектив его развития в целом?
– Экономическая ситуация в мире нестабильна. Многие эксперты прогнозируют новую волну кризиса, и, надо признать, основания для этого существуют. Но есть и другая версия. Экономики развитых стран смогут избежать глубокого падения, но лихорадка их все-таки зацепит – придется очень серьезно поработать, чтобы остаться на плаву.
Россия, как известно, зависима от цен на нефть, газ и другие сырьевые ресурсы. Основные поступления в казну так или иначе связаны с их экспортом. А это оказывает прямое влияние как на бюджет и благосостояние граждан, с одной стороны, так и на стоимость недвижимости и покупательную способность населения – с другой. Дело в том, что по статистике сегодня только 38% граждан нашей страны способны приобрести жилье в собственность при цене 20 тыс. рублей за квадратный метр. Остальные 62%, вероятно, не смогут купить квартиру никогда.
Где же выход? Он есть – нужно строить жилье для социального найма и коммерческой аренды, возводить дома по кооперативным схемам. Жизненно необходимо развивать эти три направления. А значит, потребуется найти «длинные» недорогие кредиты и наладить партнерские отношения между государством и бизнесом.
Вопрос политической воли
– Какими вам видятся перспективы государственно-частного партнерства (ГЧП) в отрасли? Готовы ли власть и бизнес протянуть друг другу руку?
– Государственно-частное партнерство – необходимое направление для развития и бизнеса, и государства. Делегация «РосСтройИнвеста» недавно побывала в Лондоне, где посетила несколько мощных международных компаний. Практически все объекты, которые проектируются и создаются с их участием, реализуются по схеме ГЧП, и это колоссальные проекты. У них уже 25-летний успешный опыт такого сотрудничества.
Просто диву даешься, почему у нас только сейчас об этом задумываются. В Петербурге уже есть примеры ГЧП – строительство Западного скоростного диаметра и нового аэропорта «Пулково». Северную столицу вообще можно считать законодателем мод в отечественных проектах ГЧП – здесь принят соответствующий закон «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» (правда, примеры его применения пока единичны).
Однако очевидно, что государство не готово к такому партнерству, поскольку нет федерального закона о ГЧП. С другой стороны, во многих странах нет законов о ГЧП, но проекты по таким схемам успешно реализуются.
В свою очередь, и российский бизнес пока не очень расположен к такому партнерству, потому что недостаточно защищен и не имеет доступа к «длинным» дешевым деньгам. А ведь эти проекты иногда реализуются десятилетиями – мы видели в Великобритании примеры контрактов на 25-30 лет. В Государственной думе работают в этом направлении, надеюсь, что в краткосрочной перспективе мы получим четкие и внятные правила игры в сегменте ГЧП, в том числе в отношении строительства жилья.
Есть пожелания к разработчикам закона о ГЧП. Необходимо обеспечить гибкие и универсальные возможности для привлечения в проекты капитала со всех концов света. Нередко в одном крупном проекте участвуют несколько государственных банков из разных стран, частные банки, частные фонды и другие финансовые структуры, привлекаются страховые организации, проектные и строительные частные компании или государственные структуры-пользователи. В структуре ГЧП могут быть и другие участники. У каждого из них свои правила и принципы работы, тем не менее за столом переговоров удается найти возможности для реализации интересов всех сторон.
И здесь ключевая роль – именно у государства, ведь от него зависит, открыты ли двери для идей, людей, капиталов. То есть это вопрос политической воли. Нужны умные законы, которые не будут препятствовать развитию самого же государства, а станут проводниками прогресса. Необходимы механизмы защиты всех участников ГЧП. Но в нашем случае и этого мало. Должен быть еще какой-то магнит, притягивающий международный бизнес. И это, безусловно, неординарные проекты.
Например, в Китае таких проектов тысячи – это масштабные стройки, и туда приходят деньги, хотя у них налогообложение не самое легкое. Почему? Потому что государство защищает средства инвестора, бизнеса. У нас же инвестор не чувствует себя защищенным и потому уходит. В тот же Китай. К тому же проекты там весьма интересные, а зачастую и уникальные – это привлекает не только финансистов, но и высококлассных специалистов из разных сфер. А когда есть идеи, люди и механизмы защиты инвесторов, то и деньги будут.
– Еще один непростой вопрос: можно ли сделать жилье доступнее?
– Механизмов решения этой задачи несколько, и реализовывать их следует в комплексе. Во-первых, нужно повышать покупательский спрос через увеличение доходов населения и доступную ипотеку в пределах 5-8% (для примера: в Европе ставка по ипотеке – 3-5%, в Японии – 1-2%). Во-вторых, как я уже говорил, необходимо реализовывать проекты по схеме ГЧП, где социальная и инженерная инфраструктура строится за счет государства. Это позволит сократить расходы на покупку квартиры на 20-30%. Очень важно, чтобы девелоперы своевременно и точно ориентировались на тенденции рынка – квартиры каких параметров наиболее востребованы. Когда предложение будет реагировать на изменения спроса, бизнес станет более активным и эффективным. В-третьих, надо строить жилье для социального найма, а также для сдачи в коммерческую аренду. Развитие жилищной кооперации – еще одно направление, которое следует развивать.
Мы в своих проектах стремимся сформировать комфортную среду для проживания. В каждом объекте предусматривается развитая инфраструктура, что – в сочетании с уникальной архитектурой, доступными ценами и возможностью получить ипотеку в нескольких ведущих банках – является реализацией одного из наших девизов: «Уникальное – доступно».
В числе таких объектов – два малоэтажных проекта в Ленинградской области, которые мы выводим на рынок. Я вообще считаю, что будущее – за малоэтажным строительством, а осуществление таких проектов поможет скорейшему выполнению национальной программы «Доступное жилье». Поэтому в концепции своего стратегического развития «РосСтройИнвест» уделяет особое внимание малоэтажному домостроению как одному из перспективных направлений.
Наш первый загородный проект – «Земляничная поляна» во Всеволожске. На очереди – малоэтажный проект комплексного освоения территории в Токкари. Там будет построено более 100 тыс. кв. м жилья эконом-класса. Проект победил в конкурсе на лучший проект малоэтажного строительства среди многоквартирных домов, объявленном правительством Ленобласти. Он рекомендован муниципалитетам региона в качестве образцового.
Этот жилой комплекс – пример того, что жилье эконом-класса может быть комфортным и красивым, с хорошей архитектурой. И, конечно, мы обсуждаем возможности снижения стоимости как строительства объектов в рамках этого проекта, так и их последующей эксплуатации.
– Готовы ли вы к реализации проектов за пределами Ленобласти? Как оцениваете перспективы географического расширения?
– Да, мы готовы идти за пределы Ленинградской области. Участвуем в тендерах на проектирование и строительство больниц и других сооружений в регионах. Также разрабатываем предварительные проекты по некоторым объектам комплексного освоения территорий. Состоятся они или нет – зависит не только от нас, но мы относимся к ним ответственно. Думаю, через год-полтора «РосСтройИнвест» будет готов к очень серьезному географическому расширению.
Строительные новации
– Выполнение сложных видов работ, специализация на уникальных проектах – один из основных трендов?
– Мы обеспечиваем полный цикл инвестиционно-строительной деятельности – от разработки архитектурных решений до управления построенными объектами. В нашем портфеле немало заказов по реконструкции зданий, в том числе в историческом центре Петербурга, где действуют охранные нормы и требуется практически ювелирная работа. Это способствовало тому, что мы оптимизировали строительные процессы и освоили уникальные технологии.
Так, успешно применяем популярные на Западе методики – «стена в грунте» и устройство буронабивных свай. При возведении первого жилого небоскреба в Петербурге «Князь Александр Невский» изучили и освоили технологии высотного домостроения.
Еще более кропотливого труда требуют медицинские объекты. Ведь строить современное лечебное учреждение в десять раз сложнее, чем жилое здание: необходимо учесть множество специфических нюансов, медицинские и санитарно-гигиенические требования. Поэтому проект создания современной инфекционной больницы, куда переедет часть Боткинской лечебницы, потребовал незаурядных технологических решений. По сложности он сравним с современной подводной лодкой или космическим кораблем.
Реализация подобных проектов выводит компанию на качественно новый уровень – мы уверены в том, что нам по плечу самые сложные уникальные задачи.
– Чему вы научились за то десятилетие, что компания работает на рынке?
– Во-первых, чтобы уверенно чувствовать себя на строительном рынке, в компании должна быть крепкая команда. Тогда самые непростые проекты будут только в радость. За десять лет в компании выросла целая группа очень сильных специалистов, потому что наши объекты требуют повышенной отдачи, ответственности, профессионализма, совершенствования личностных качеств. Именно это позволило нам пережить кризис, а сейчас помогает реализовывать уникальные проекты.
Во-вторых, для успеха нужно работать, ни на секунду не расслабляясь. Хватит стоять на распутье, пора двигаться в выбранном направлении. Мы четко это понимаем, и этому нас научил мировой кризис. В условиях экономической нестабильности теперь придется жить и работать всегда. Нынешняя ситуация заставляет государство и бизнес во всех направлениях экономики активизироваться и вырабатывать новые стратегии развития.
Санкт-Петербург