На неказистых одноэтажных жилых домах барачного типа, расположенных на улице Вокзальной на окраине Пскова, впору вешать мемориальные доски. «Это было первое товарищество собственников жилья в Пскове. Меня даже на планерке в администрации города поблагодарили!» – вспоминает экс-председатель ТСЖ «Привокзальный район» Игорь Метленко. Председательские полномочия в этом и в ряде других товариществ Метленко сложил с себя не так давно и с огромным облегчением. А эксперты в один голос объявляют результаты кампании по созданию в Пскове ТСЖ крайне неудачными. Причина, по их мнению, не только в инертности граждан, но и в несоблюдении властями первоначально установленных правил игры.
Снова в школу
В 2007 году в муниципалитетах страны царило радостное оживление: был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ (Фонд ЖКХ) с многомиллиардным бюджетом, потратить который предполагалось на решение закоренелых коммунальных проблем российских городов. Замысел федеральных властей, изложенный в принятом в июле 2007 года законе №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», подкупал масштабом и благородством целей. Миллиарды госкорпорации должны были не просто помочь поправить бедственное состояние отечественного ЖКХ, но и способствовать радикальному преобразованию многострадальной отрасли.
Чтобы получить финансирование из Фонда ЖКХ, регионам предстояло выполнить ряд условий. В частности, на территории муниципалитетов, претендующих на помощь госкорпорации, должно было быть организовано определенное количество коммерческих компаний, управляющих многоквартирными домами, а также товариществ собственников жилья (ТСЖ).
С первым пунктом особых проблем не возникло. Предприниматели и без подсказок быстро поняли, что ЖКХ – перспективный рынок колоссального объема. В Пскове на момент начала работы Фонда ЖКХ существовало уже около трех десятков управляющих компаний (УК), созданных как на основе муниципальных организаций, занимавшихся обслуживанием многоквартирных домов еще в советское время, так и с нуля. В частных руках оказалась практически вся отрасль, при том что фонд на тот момент требовал, чтобы их число составляло не менее 50% общего количества УК.
Гораздо сложнее оказалась ситуация с ТСЖ. Жилищный кодекс предусматривает три формы управления многоквартирным домом: непосредственно владельцами помещений, управляющей организацией и товариществом собственников жилья. Согласно законодательству, ТСЖ – это некоммерческая организация, созданная на основе объединения собственников помещений многоквартирного дома для управления помещениями, находящимися в их совместном владении и пользовании.
Выбирать такую форму управления своим жильем, предполагающую высокую степень личной ответственности и вовлеченности, псковичи не спешили. Первые ТСЖ в городе появились еще в 2002 году, однако к 2008-му их число было ничтожно мало. При этом Фонд ЖКХ выставил условие, чтобы в товарищества входили не менее 10% общего числа многоквартирных домов, которых в Пскове насчитывается чуть больше 1 тыс.
Чтобы получить из бюджета фонда средства на капитальный ремонт и расселение ветхого жилья, городские власти форсировали процесс формирования ТСЖ. Со страниц местных СМИ звучали призывы к горожанам объединяться и выбирать новую, выгодную и удобную форму управления жильем. При этом добровольцам гарантировалось всяческое содействие, вплоть до помощи муниципальных юристов в оформлении необходимых документов. Шла речь и об организации школы председателей ТСЖ, в которой инициативные жители многоквартирных домов могли бы получить по крайней мере первые навыки работы. Впрочем, на сознательность и инициативность граждан власти все же особо не рассчитывали, поэтому активно применяли административный ресурс, чтобы подогнать город под критерии фонда.
Контрольный пакет
Муниципалитету по-прежнему принадлежит значительная доля жилого фонда в Пскове. И голосуя на правах владельца своими квадратными метрами в многоквартирных жилых домах, власти могли создавать ТСЖ, формально соблюдая все установленные Жилищным кодексом процедуры. Их главной задачей стало получить 51% голосов собственников жилья в пользу подобного решения. «Самое сложное – набрать 51%. Там, где большая муниципальная доля, – это еще можно», – говорит начальник отдела ЖКХ управления городского хозяйства администрации Пскова Татьяна Логинова. Первоначально к процессу активно привлекались сотрудники подразделений администрации города и муниципальных учреждений управления микрорайонами (МУУМРов – псковских аналогов классических ЖЭКов и ДЭЗов).
Мотивировать людей, зависимых от городских властей, было несложно. «Директора муниципальных управляющих организаций получали премии в зависимости от набранных в течение месяца плюсов и минусов. Их собрали и объяснили: за создание ТСЖ будут плюсы, а за саботаж этого процесса – минусы», – рассказывает Игорь Метленко.
По свидетельству Логиновой, муниципальным сотрудникам выдавались доверенности на представление интересов муниципалитета на собраниях собственников жилья. Такие собрания накануне дедлайна по подаче документов в Фонд ЖКХ проводились по всему городу в авральном режиме. «Мы целый месяц буквально не спали по ночам: готовили бумаги, провели более 100 собраний жильцов», – подтверждает директор УК «Профжилсервис» Николай Васильев, который в то время служил в управлении по организации содержания жилого фонда администрации Пскова.
Впрочем, зачастую обходилось и без собраний: подписи жильцов собирали методом опроса – Жилищный кодекс это позволяет. Подобный способ наиболее удобен там, где преобладает доля муниципального жилья. Жильцов приватизированных квартир, таким образом, можно было вообще не привлекать к созданию ТСЖ либо минимизировать их участие. «Найти в доме несколько пенсионеров, готовых проголосовать за любое решение, предложенное администрацией, всегда можно», – отмечает Сергей Дамберг, научный директор Института регионального развития – областной исследовательской организации, активно занимающейся изучением псковского сектора ЖКХ.
По словам его коллеги Юрия Стрекаловского, именно там, где товарищества создавались не на общем собрании, а по итогам голосования представителя муниципалитета, к которому присовокуплялись результаты обхода-опроса, большинство жильцов зачастую узнавали о том, что у них есть ТСЖ, из квитанций на оплату ЖКХ. Причем иногда – спустя весьма продолжительное время.
Старый да малый
Так или иначе, но на данный момент в Пскове существуют 89 ТСЖ, объединяющих 190 многоквартирных домов. Де-юре они как настоящие: у всех товариществ зарегистрированы уставы, открыты банковские счета, выбраны председатели. Однако реально работают, по оценкам экспертов, от силы 10-20% ТСЖ.
«Живые» ТСЖ зачастую объединяют собственников элитного жилья: для псковичей, выложивших весьма значительные средства за квартиры, ТСЖ оказалось безальтернативным: «Люди приобрели дорогое жилье в престижных районах, но оказалось, что нормальных предложений на рынке коммунальных услуг нет, и им пришлось самим заниматься решением проблем, связанных с ЖКХ», – поясняет Юрий Стрекаловский. Второй распространенный вариант происхождения не формального, а реально работающего ТСЖ – объединение жильцов, разочаровавшихся в работающих на коммунальном рынке компаниях, вокруг серьезной проблемы, связанной с состоянием дома. Что касается подавляющего большинства товариществ, то они существуют исключительно на бумаге: заключив договоры на обслуживание с УК, эти ТСЖ не играют самостоятельной роли. Причем возглавляют их зачастую сотрудники тех же УК.
Таким образом, о реализации целей, сформулированных в свое время идеологами Фонда ЖКХ, речь не идет. Ни о реальном самоуправлении, ни о повышении качества коммунальных услуг говорить не приходится. Между тем, призывая горожан создавать ТСЖ, а также активно привлекая к этому процессу УК, власти использовали вполне конкретный и убедительный аргумент: обещали провести капитальный ремонт создавших товарищества домов на средства, полученные из Фонда ЖКХ. В результате ТСЖ зачастую возникали в домах с серьезнейшими проблемами, где жильцы уже отчаялись дождаться капремонта и возлагали последнюю надежду на федеральный бюджет, который, по заверениям чиновников, должен был оказать им поддержку в обмен на небольшую услугу – организацию ТСЖ.
Там, где собственников раскачать не удавалось, аналогичная мотивация двигала управляющими компаниями. «В ТСЖ загоняли самые нерентабельные дома с наибольшими проблемами и минимальным объемом собираемых с жильцов средств», – констатирует Игорь Метленко. Заместитель директора УК «Микрорайон №11» Татьяна Сироткина продолжает: «Администрация кинула клич: создавайте ТСЖ, сразу будут деньги на капремонт. Чем больше, тем лучше: пять, восемь, может быть, десять. Мы решили выбрать три самых тяжелых дома, нуждающихся в срочном ремонте. Встречались, проводили собрания собственников. Люди сказали: нам все равно – управляющая компания или товарищество собственников жилья. Подпишем что угодно, только пусть будет ремонт».
В результате многие из созданных под требования фонда ТСЖ несут на себе отпечаток «родовой травмы»: это крайне изношенные здания, на обслуживание которых требуются значительные средства. А следовательно, в качестве товариществ они заведомо нерентабельны – с этим согласны все, включая городские власти.
Репутационные риски
Парадокс, однако, в том, что в конечном итоге в домах, где товарищества возникли, капремонт за счет Фонда ЖКХ так и не был проведен. Татьяна Логинова, впрочем, не склонна драматизировать ситуацию: «Многие жалуются, что не дали денег. Это не так. Пусть один-два дома, но все-таки в программу капремонта на средства фонда попадали».
Тем не менее эксперты связывают наличие столь значительного процента сугубо «бумажных» ТСЖ в Пскове именно с этим обстоятельством. «Это самый главный минус во всей истории. Вовсе не обязательно, что у людей, создавших ТСЖ и получивших что-то взамен, тут же проснулись бы частнособственнические инстинкты и они ощутили бы себя ответственными и полноправными владельцами своих домов. Но по крайней мере появился бы какой-то пример, можно было бы ссылаться на конкретную пользу от ТСЖ», – рассуждает Сергей Дамберг. «Мы ТСЖ создавали не для собственного удовольствия, а в надежде, что выделят деньги на ремонт. Теперь жильцы приходят и говорят: „Вы нас обманули!“», – добавляет директор УК «Микрорайон №11» Владимир Петров.
«Вы создали ТСЖ – так покажите позитивный пример: сделайте капремонт, и люди задумаются!» – дает Петров совет властям. Директор УК убежден, что репутации его управляющей компании нанесен урон. В поисках справедливости он обратился к главе Псковской области Андрею Турчаку, оставив в конце июня этого года сообщение на персональном сайте губернатора, выполняющем роль жалобной книги для жителей региона. «Хочется получить конкретный ответ: почему администрация города не выполняет своих обещаний? Получается, что людей вводят в заблуждение и намеренно обманывают», – пишет Петров. Губернатор пока не ответил.
ТСЖ без ручки
Вопрос о том, что делать с «бумажными» ТСЖ, превратившимися в пресловутый чемодан без ручки, каждый участник процесса решает для себя сам. «По большому счету, неработающие предприятия надо закрывать, – уверен депутат Псковской городской думы, директор УК „Десятый район“ Константин Болотин. – Для УК это лишнее бремя: приходится регулярно сдавать те же декларации, пусть и нулевые».
Владимир Петров признает, что созданные при активном участии «Микрорайона №11» злополучные ТСЖ существуют лишь на бумаге: УК взяла их на обслуживание, а председателя, действовавшего по доверенности администрации, зачислили в штат. Пользы от ТСЖ Петров не видит, но и содействовать их ликвидации не спешит, лелея надежду: а вдруг все-таки дадут денег на капремонт домов? Игорь Метленко, который де-юре оказался председателем пяти ТСЖ, включающих в себя 26 домов, уверяет, что не получал на этом посту никаких выгод: «Это и так, по сути, общественная нагрузка. Зарплата не начислялась – просто не с чего: денег с этих домов не хватает даже на самое необходимое, но они не собираются толком».
На взгляд Татьяны Логиновой, ситуация с председателями ТСЖ такова: «Чтобы участвовать в программах Фонда ЖКХ, администрации пришлось дать доверенности для организации ТСЖ своим сотрудникам, чтобы их же сделать председателями. Сроки этих доверенностей закончились. Кто-то продолжает деятельность, кто-то ищет людей, которые согласятся взять управление на себя». Пока городские власти решали судьбу его домов, Метленко сумел найти нового председателя для одного из ТСЖ. Женщине, вызвавшейся перенять у него бразды правления, в буквальном смысле больше всех надо. «У нее в квартире печку нужно перекладывать», – замечает Метленко. Расстаться с четырьмя ТСЖ, куда входят 40 домов, намерена и директор УК «Сервис» Нина Краснова, у которой с председательством тоже связаны сугубо негативные эмоции: обещанных денег на капитальный ремонт не выделили, зато жильцы пожаловались на нее в прокуратуру. «Да что там! Чуть в морду не дали, извините за выражение», – заявляет Краснова.
Межвидовая борьба
Эксперты, несмотря ни на что, называют ТСЖ эффективной формой управления. «Потому что жильцы могут считать средства и контролировать их расходование. Куда-то деть эти деньги очень сложно: сразу будет видно», – утверждает Татьяна Логинова. Сейчас она добивается включения в структуру своего отдела новой штатной единицы: нужен специалист, который будет заниматься исключительно ТСЖ. По мнению Юрия Стрекаловского, именно объединившись в ТСЖ, жильцы способны поднять на новый уровень управление домом, минимизировав расходы и повысив качество обслуживания. Ведь именно им лучше видно, что необходимо в первую очередь.
Константин Болотин с позиции руководителя частной УК также приветствует появление товариществ: «Для меня ТСЖ – не конкуренты. При нормально выстроенных отношениях я становлюсь для них подрядной организацией: у меня есть штат сотрудников, меня нанимают для выполнения определенных работ, а ТСЖ должно быть неким технадзором, принимающим или не принимающим работы – уборку двора, мытье подъездов, обслуживание сетей».
Другое дело, сетует он, что «невозможно найти столько активных людей, которые взяли бы на себя ответственность и организовали в доме действующие ТСЖ». Изменить ситуацию, полагает депутат, можно только в одном случае: «Если товариществам дадут преференции». Причем, разумеется, лучше всего, если бы передаче дома в управление жильцам предшествовал, как и сказано в Жилищном кодексе РФ, капитальный ремонт.
Между тем далеко не все коллеги Болотина придерживаются такой точки зрения. Кое-кто из руководителей УК видит в реально действующих, а не «бумажных» товариществах соперников. Как рассказывает Логинова, одно из псковских ТСЖ ликвидировано по решению суда, который нашел нарушения в процедуре его создания. В суд обратилась инициативная группа жильцов, противившихся созданию товарищества. А их, в свою очередь, активно поддерживал директор УК, под крылом которой ранее находился дом.
С активным сопротивлением столкнулась и Вера Симагина, попытавшаяся превратить «бумажное» ТСЖ в реально работающее. Она решилась взять в свои руки бразды правления лишь через полтора года после создания товарищества де-юре: все это время делами занималась УК, а Симагина, будучи заместителем председателя товарищества, копила опыт, регулярно посещая заседания Клуба председателей ТСЖ. Однако когда она наконец попыталась отправиться в «свободное плавание», получив доверенность от председателя, выяснилось, что руководство УК не разделяет ее оптимизма. В доме Симагиной также появилась инициативная группа жильцов, напуганных перспективой остаться без поддержки УК, по-прежнему ассоциирующейся у них с властью. На дверях подъездов расклеили рукописные листовки с риторическим вопросом: «Не слишком ли много берет на себя ТСЖ?»
Евровариант
Губернатор Псковской области согласен с тем, что ТСЖ нуждаются в ревизии, но заниматься этим, по мнению Андрея Турчака, должны муниципальные власти. По словам главы Пскова Ивана Цецерского, ТСЖ – вопрос болезненный, «потому что для многих жителей он непонятен». Цецерский признает, что для создания в областном центре реально работающих ТСЖ необходимо мотивировать собственников жилья реальными преференциями.
В конце августа псковская делегация посетила расположенный по соседству эстонский Тарту: представители тамошнего Союза квартирных товариществ предлагают в рамках совместного проекта на средства Евросоюза создать в Пскове Ассоциацию товариществ собственников жилья. Эстонцы обещают поделиться секретами эффективной работы ЖКХ, обещая, что итогом реализации рассчитанного на два года проекта станет значительный рост числа ТСЖ в Пскове. Остается надеяться, что в Европе псковичи действительно найдут ответ на вопрос о том, как реанимировать уже существующие в городе товарищества собственников жилья и избежать превращения в фикцию вновь создаваемых.
Псков
Публикация подготовлена при поддержке ассоциации журналистов-расследователей SCOOP-Russia