Правительство Санкт-Петербурга в середине ноября приняло проект планировки и межевания территории «Лахта-центра», где «Газпром» строит самый высокий в Европе бизнес-центр – 85 этажей. Напомним: после неудачной попытки возвести небоскреб напротив Смольного компания купила участок площадью 140 тыс. кв. м в Лахте, на берегу Финского залива. В августе 2012 года Госстройнадзор выдал разрешение на строительство 463-метрового здания, а затем состоялись публичные слушания по проекту планировки территории.
Как и предполагалось, работы на участке начались 1 октября. Подготовку к нулевому циклу ведет компания «Арабтэк констракшн (ЛЛС)» из Арабских Эмиратов, известная тем, что построила в Дубае самый высокий небоскреб в мире. По планам, петербургская башня стоимостью 20,8 млрд рублей, в которой разместится многофункциональный комплекс, должна быть закончена к 2018 году.
Казалось бы, ситуация разрешилась наилучшим образом: «газпромовская» высотка не исказит исторические виды Петербурга, при этом в городе, возможно, появится новый деловой центр, а Приморский район получит дополнительный толчок к развитию. Но страсти вокруг здания не утихают.
Оппозиция волнуется
Депутаты от «Справедливой России» и «Яблока» дважды обращались к губернатору с анализом представленной документации, доказывая, что проект «не отвечает интересам города и граждан». В первом послании, отправленном вскоре после публичных слушаний, они перечислили объекты, возведение которых, по их мнению, связано с созданием «Лахта-центра» и станет обременением для бюджета. Это проекты по строительству и модернизации инженерной инфраструктуры, а также транспортные объекты. В перечень попали проекты Туристской улицы и путепровода над железной дорогой, магистрали М-49 до Приморского, расширения самого шоссе до шести полос в районе от Лахтинского проспекта Сестрорецка, прокладки частично дублирующей его трассы – всего шесть объектов.
«Если два первых проекта хотя бы значатся в Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Санкт-Петербурга до 2015 года, то все последующие проекты до сих пор не планировались к реализации в ближайшие годы», – указывалось в письме. «Мы получили ответ вице-губернатора Игоря Метельского, который нас не удовлетворил: в нем не названа конкретная цифра совокупных бюджетных обязательств. В ноябре мы направили еще один запрос с просьбой конкретизировать информацию, ответа на который ждем до сих пор», – говорит заместитель руководителя думской фракции «Справедливой России» Оксана Дмитриева.
Цифры «не бьются»
Справедливости ради стоит признать, что ответ чиновника сложно назвать отпиской. В нем довольно подробно разъяснено, что создание пяти из шести перечисленных транспортных объектов предусмотрено в Генеральном плане Санкт-Петербурга еще до превращения «Охта-центра» в «Лахта-центр». В адресной инвестиционной программе строительства дорог до 2015 года их действительно нет, но они туда попадут после положительного заключения экспертизы, пообещал Метельский. А строительство дублера Приморского проспекта и вовсе будет реализовано в более поздние сроки, говорится в послании из Смольного.
Таким образом, из всех названных депутатами объектов только один, новая улица Южная в Лахте, не значится в Генплане. Идея ее пробивки напрямую связана с возведением небоскреба, и как раз в данном случае можно вести речь про обременение для бюджета. Но обсуждать это не хотят – ни вице-губернатор, ни представители ОДЦ «Охта» не называют даже приблизительную стоимость и протяженность дорог, которые город должен подвести к «Лахта-центру».
Больше конкретики в части письма, посвященной инженерной инфраструктуре. Указывается, что в 2012 году в городском бюджете заложено 7 млрд рублей на строительство общесплавной канализации и водовода от Северной водопроводной станции до Мурино. В течение ближайших пяти лет на «водопроводные» дела будет потрачено еще более 12 млрд рублей. Две эти суммы с подачи депутатов пошли гулять по СМИ как подтверждение неоправданных затрат бюджета, связанных с «Лахта-центром». Хотя как увязан муринский водовод с амбициозным творением «Газпрома», понять сложно. Как показал опрос, и «яблочники», и «демороссы» сами затрудняются в трактовке приводимых ими в полемике цифр возможных бюджетных потерь.
Депутаты правы
Тем не менее депутаты правы, хотя и путаются в цифрах. Правы в том, что методы, которыми действует городское правительство, – прямой путь к принятию решений не в интересах города и горожан. Так, проект планировки территории, несмотря на настоятельные просьбы ЗакСа о предоставлении полной информации, утвержден на закрытом заседании правительства, то есть тайно. Вероятно, это не случайно: с 1 января 2013 года в Петербурге начнет действовать статус исторического поселения федерального значения, и проекты планировки придется согласовывать также с Министерством культуры РФ. Кто знает, как это сказалось бы на судьбе башни, ломающей линию горизонта... «Лахта-центр» не обсуждался на Градостроительном совете, так как ни губернатор, ни правительство не сочли это необходимым.
Кроме того, никто не может внятно ответить на «детские» вопросы: сколько стоит и за чей счет? К примеру, кто оплатит строительство такого «элемента декора», как пешеходный мост через гавань между Парком 300-летия Петербурга и зеленой зоной «Лахта-центра» (его рисуют на всех презентациях)? Остается без ответа генеральный вопрос: в какую сумму все-таки выльется для бюджета содействие «Газпрому» в развитии застраиваемой им территории? Возможно, в меньшую, чем предполагают депутаты. Но эта цифра должна быть озвучена, зафиксирована и не меняться в следующие годы. В этом с авторами запроса сложно не согласиться.
Санкт-Петербург