Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

На пути к городу 2.0


В городах сейчас живет более половины человечества, а в 2050 году будет жить уже 70% населения планеты. Города потребляют более двух третей вырабатываемой энергии. Урбанизация идет столь быстрыми темпами, что города часто не справляются с новыми вызовами. Транспортные, экологические и другие проблемы нарастают, и решить их можно, только радикально трансформируя пространства. В ближайшее время поиск новых инфраструктурных решений и аккумуляция знаний о новых технологиях трансформации городов будет осуществляться в Лондоне, в построенном компанией Siemens центре «Кристалл».

Из кризиса – в новый город

Известный австрийский экономист Йозеф Шумпетер вывел закономерность: именно в период депрессии срабатывает триггерный эффект и запускается новый технологический уклад. Происходит смена парадигмы, инновационный прорыв смещается в новые области, меняются лидеры.

Какие технологии будут играть ключевую роль завтра? Далеко позади остался четвертый технологический уклад - массовое производство, автомобили, тяжелое машиностроение, авиация. Сейчас заканчивается пятый - компьютеры, телекоммуникации, электроника, интернет. Еще недавно считалось, что зарождающийся шестой технологический уклад будет связан только с NBIC-технологиями: нано-, инфо, био-, когнито-. Однако сегодня все чаще говорят, что неотъемлемым элементом шестого техноуклада будут новое природопользование и новые технологии трансформации города.

Заметим, что исторически выход из наиболее острых экономических кризисов всегда сопровождался перестройкой городов и городской экономики. В середине XIX века, после волны европейских революций, Париж бы перестроен бароном Османом. Грандиозная реконструкция включала отказ от средневековой планировки, новую инженерию и внедрение нового типа застройки. После Второй мировой войны, на выходе из Великой депрессии, в США запускается программа модернизации городов, которые приспосабливаются под нужды автотранспорта. Бурно развивается субурбия. Во время кризиса 70-х начинается переустройство Нью-Йорка и крупных западных полисов. Редевелопмент промышленных территорий, дорогое жилье и коммерческая недвижимость вытесняют индустриальную, города сосредоточиваются на управленческих функциях. Нынешний кризис – вновь время быстрого изменения городов.

Идет переформатирование пространств в постиндустриальные. Промышленные, «фордистские», города прошлого цикла оказываются мало приспособленными для жизни людей нового поколения. С глобализацией резко усилилась конкуренция и между странами, и между городами. Последние остро конкурируют за наиболее талантливых, успешных и богатых людей. И один из главных методов «ведения войны» и переманивания людей – улучшение качества жизни.

Передовые мировые города активно переформатируются. Вот несколько трендов. Первый – ресурсосберегающие города. Пример: в Портленде 15 лет назад была принята программа развития его как постуглеродного города (post-carbon city). Это предполагало резкое сокращение автомобильного трафика, акцент на общественный транспорт, переход к возобновляемым источникам энергии. Сегодня в Портленде самое большое в США количество гибридных автомобилей и «зеленых» домов. Каждый год объем продаж бензина сокращается на 5%. Другой пример: немецкий Фрайбург. Поставлена цель, еще недавно казавшаяся фантастикой, – через три десятилетия перейти на альтернативную энергетику и полностью обеспечивать себя энергией.

Другой тренд – креативные города. Развитые страны активно трансформируют свои города индустриальной эпохи. Например, в Лондоне и Нью-Йорке приняты планы развития этих городов как креативных. Главная цель изменений — создание такой интересной и разнообразной среды жизни, где творчество и самореализация человека становятся основой всего. На первом уровне создаются условия для самовыражения людей, на втором появляются возможности на основе этого создавать производства. Соответственно, меняются и города.

Зеленее не бывает

Комплекс «Кристалл» расположен на берегу Темзы, на востоке Лондона, в западной части доков Королевы Виктории. В двух шагах остановка легкого метро и станция канатной дороги (cable car), с помощью которой можно перебраться на другой берег реки. Канатка – одна из последних новинок транспортной системы Лондона и одновременно новая достопримечательность города, обошедшаяся бюджету в 60 млн фунтов.

«Кристалл» построен за полтора года по проекту английского архитектурного бюро Wilkinson Eyre Architects. Здание имеет сложную форму: это два крупных, врезанных друг в друга объема с множеством граней. Форма позволяет «Кристаллу» быть изменчивым и непостоянным в зависимости от того, откуда на него смотреть. Конструктивно здание состоит из мощных металлических колонн и ограждающей стеклянной конструкции. Такое устройство позволяет пропускать максимум солнечного света. Внутри большое открытое пространство, в котором выстроено красное яйцо концеренц-зала и сделаны перегородки. Площадь комплекса 6,3 тыс. кв. м, стоимость 35 млн евро.

«Кристалл», посвященный изучению трансформации городов, построен как образцовое «зеленое» здание. На крыше установлены солнечные батареи, под домом тепловые насосы и резервуары для хранения дождевой воды. Все инженерные системы компьютеризированы и управляются из единого центра.

По международным системам оценки энергоэффективности зданий BREEAM и LEED «Кристалл» получил высшие оценки - «замечательно» (Outstanding) и «превосходно» (Platinum), что делает его одним из самых «зеленых» объектов в мире. Здание потребляет на 50% меньше энергии и выделяет на 65% меньше углекислого газа, чем аналогичные офисные объекты. Обогрев и охлаждение полностью осуществляются за счет возобновляемых источников энергии, дождевая вода собирается для дальнейшего использования.

Внутри пространство поделено на три зоны: выставка, конференц-зал и офис с переговорными. Интерактивная выставка площадью 2 тыс. кв. м - самая крупная экспозиция в мире, посвященная городскому развитию. Она будет служить для посетителей путеводителем по городской инфраструктуре будущего. Ее ключевые темы – строительные технологии, транспорт, энерго- и водоснабжение, здравоохранение. Конференц-зал будет независимым форумом для инженеров, архитекторов, градостроителей и представителей муниципальных властей.

Наконец, в «Кристалле» разместится крупнейший в мире центр компетенций по городам. Это будет и офис германской компании, и площадка для проведения исследований и обмена идеями между экспертами из Siemens и внешними специалистами.

Плата за въезд

Концерн Siemens не случайно построил свой центр по устойчивому развитию городов в Лондоне. Британская столица не только один из главных городов мира и признанный хаб, связывающий планету, это еще и быстроменяющийся город, один из главных покупателей новых технологических решений. К примеру, Лондон уже разместил более 200 тыс. камер слежения, что было одной из причин снижения городской преступности. 

Siemens уже принял участие как минимум в двух крупных лондонских проектах. Во-первых, для проекта экспресс-электрички Heathrow Express, соединяющей аэропорт с центром города, германский концерн поставил локомотивы и вагоны. Плюс к тому Siemens имеет 20-летний контракт на обслуживание подвижного состава. Во-вторых, оборудование компании используется в системе платного въезда в центр Лондона. О платном въезде в центр Москвы одно время много говорили, и потому лондонская система представляет определенный интерес.

В 90-е британская столица была парализована пробками, средняя скорость автомобилей упала до 15 километров в час. В 2003 году с подачи мэра Лондона Кена Ливингстона был введен платный въезд на территорию исторического центра, включающего Сити, Сохо, Вест-энд и Вестминстер. Обошлись без пропускных пунктов: на въезде в эту зону были развешены камеры, которые фотографировали номера машин. Плата за въезд была 5 фунтов. Сейчас она вдвое больше и взимается с понедельника по пятницу с 7 утра до 6 вечера. Для резидентов этой территории действует 90-процентная скидка. От уплаты освобождены автобусы, такси, полиция, инвалиды. Существуют драконовские штрафы за неуплату - более 100 фунтов.

Новый порядок въезда в центр поначалу вызвал недовольство лондонцев. Тем более что стоимость внедрения «умной» системы с 645 камерами составила более 160 млн фунтов. Ежегодный доход компании TfL, управляющей проектом, порядка 160 млн фунтов в год, но более половины этой суммы уходит на деятельность управляющей компании. Однако вскоре лондонцы успокоились, поскольку проект в целом дал положительный результат. Пробки в центре уменьшились, воздух стал чище, а дополнительные средства от взимания платы целиком идут на развитие общественного транспорта английской столицы.

Только вот Москву в ближайшие годы вряд ли ждет внедрение этой практики. Дело в том, что российская столица находится на этапе развития, который европейские города прошли лет 30 назад: она только вводит плату за парковку в центре города. Введение платы за въезд в центр может быть осуществлено только после того, как разберутся с парковками. Так что в ближайшие годы плата за въезд в центр москвичам не грозит.