Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Коворкинги, антикафе и другие третьи места


«Первое место – это дом, где вы живете. Второе - где вы постоянно работаете. Крайне важны третьи места, third place, – городские пространства для учебы, работы и деловых встреч». Эту теорию социолога Рея Ольденбурга положила в основу своей бизнес-стратегии сеть кофеен Starbucks. Однако с бурным ростом креативной экономики и резким увеличением числа фрилансеров кофейни-офисы перестали удовлетворять спрос, и открылась ниша для третьих мест другого типа, в частности коворкинг-центров.

Первый коворкинг-офис придумал и воплотил в 2005 году американский программист Брэд Ньюберг. Идея в том, чтобы организовать для работы именно особое третье место. Не обычный офис с его рутиной и определенностью, но и не обычное рабочее место фрилансера в собственной квартире, где общение с коллегами сведено к минимуму и приходится вариться в собственном соку. Ньюберг арендовал большое помещение в офисном здании и предложил использовать его таким же фрилансерам, как он. За три года идея Ньюберга распространилась по всему миру.

В России в этом году просто бум коворкинг-центров. Десятки уже открыты, есть сотни прожектов. Более того, в Москве стали появляться совсем новые форматы, например пространства по схеме «время - деньги», где гость платит поминутно.

Рабочее место с атмосферой

Коворкинг-центр «Рабочая станция» находится прямо в Парке Горького. Непосредственно за воротами в парк - павильон, обшитый деревом, рядом детская площадка. Широкое деревянное крыльцо, большая веранда. В холле прозрачная крыша, сквозь нее видны деревья.

Слева вход в просторный зал с высокими потолками и панорамными окнами. За стеклянной стеной – осенний парк. Время 11 утра, в помещении человек 35-40. Сразу бросаются в глаза большущие круглые столы, за каждым работает одновременно 5-6 человек, и плетеные стулья с мягкими подушечками. В помещении тихо, но не сонно. Люди серьезны и собранны. За одним из столов несколько молодых людей что-то негромко обсуждают, за остальными никто не разговаривает, каждый сидит со своим ноутбуком. 

«Мы разделили зал на тихую зону и ту, где можно разговаривать. Если нужно что-то обсудить или поговорить по телефону, лучше всего пойти в мягкую зону или в переговорную. Когда было тепло, многие выходили на улицу или на веранду, садились там на пуфики и разговаривали», - рассказывает сооснователь «Рабочей станции» Михаил Комаров.

«Рабочая станция» - классический коворкинг, построенный по американскому образцу. Рабочая зона, где можно арендовать место, организована по принципу open space и дополнена различными удобными для продуктивной работы вещами: есть переговорная комната, душевая кабина, кухня с телевизором, холодильником и микроволновкой, шкафчики для хранения вещей, ресепшн. Неотъемлемая составляющая этого формата - атмосфера общения, которая позволяет людям знакомиться, вступать в диалог и создавать новые проекты. Без этого компонента коворкинг превращается в обычный унылый офис (стол, стул, компьютер) и теряет смысл, ради которого он создавался.

Спасательный круг для фрилансера

В Москве стоимость рабочего места в коворкинге в пределах 7-15 тыс. рублей в месяц в зависимости от местоположения, тарифного плана, а также количества дополнительных услуг. Например, в «Рабочей станции» минимальный тариф – 10 тыс. рублей в месяц, 2500 в неделю и 500 в день. Этот тариф не предполагает фиксации рабочего места и в него входит минимум услуг: доступ во все зоны коворкинга, интернет, напитки, использование переговорной один час в день. По тарифу «фрилансер», 12 тыс. рублей в месяц, рабочее место фиксируется, плюс к этому добавляется личный шкафчик для вещей. А при тарифе «стартап», 15 тыс. рублей в месяц, открывается бесплатный доступ на все мероприятия и личный добавочный номер телефона.

Если арендатору офис нужен всего на несколько дней в неделю или на несколько часов в день, он может подобрать соответствующий тариф. Например, в коворкинге Matrixoffice есть тарифный план «3 дня в неделю» (5700 рублей в месяц), а также тарифный план «Вечерний», который предполагает использование рабочего места в вечерние часы с 18.00 до 22.00, он стоит 3600 рублей в месяц. 

С финансовой точки зрения коворкинг выглядит привлекательно. Владельцам помещения намного выгоднее сдавать его по принципу open space, чем нарезать на отдельные маленькие офисы, потому что площадь используется более эффективно – нет потерь на коридоры и перегородки. Основная целевая аудитория коворкинг-центров – фрилансеры, представители малого бизнеса и стартаперы. Для них формат, предлагаемый коворкинг-центрами, оказывается настоящим спасением. Известно, что в Москве острый дефицит маленьких офисов, а стоят они достаточно дорого. В коворкинге можно арендовать одно, два, три рабочих места, и обойдется это намного дешевле, чем при аренде обычного офиса.

К тому же офис нужно арендовать минимум на год. Для стартаперов это рискованно, проект может не пойти. А для фрилансера просто невыгодно, ведь он сам распоряжается своим временем и, закончив проект, может какое-то время не работать. Платить при этом за офис не очень-то хочется. Другое дело коворкинг – здесь можно и рабочее место арендовать на месяц, день или даже час, и выбрать при этом любое удобное для работы время, ведь большинство коворкингов открыто круглосуточно. 

Весьма привлекателен для арендаторов тот факт, что они платят только за свое рабочее место, а распоряжаются всей инфраструктурой коворкинг-центра. Помимо всего необходимого, за дополнительную плату можно воспользоваться услугами секретаря, юриста, бухгалтера. Важно и то, что арендаторам коворкинга не нужно делать ремонт, заниматься множеством организационных вопросов, они просто заключают договор и сразу могут работать.    

Некоторые коворкинг-центры предоставляют и юридический адрес, что важно для многих арендаторов. По словам владельца одного из московских коворкингов, есть компании, которые снимают рабочее место именно с этой целью и появляются лишь изредка, в то время как основной офис находится в другом месте.

Мастер-класс и лекция как бонус

В России информация о новом офисном формате появилась в феврале 2008 года. После выхода статьи в «Нью-Йорк Таймс» в течение двух месяцев было объявлено о создании нескольких десятков коворкинг-центров. Идея показалась простой в реализации, экономически выгодной и была воспринята на ура. Первым реализовал идею на практике Екатеринбург - там появилась «Башня». Затем коворкинг-центры возникли в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.

После кризиса 2008 года интерес к этой идее еще больше возрос. Иные компании закрывались, другие увольняли сотрудников, поэтому множество офисных площадей пустовало. Владельцы офисных зданий попытались сдать их в аренду по принципу коворкинга, то есть в розницу, как отдельные рабочие места. Однако успеха это не принесло - в основном коворкинг-центры, открывшиеся в то время, просуществовали несколько месяцев и закрылись. Тому было несколько причин. Прежде всего, на тот момент еще не сформировался устойчивый спрос на офисы такого формата. Фрилансеры и стартаперы еще не оформились как класс, после кризиса денег у них было немного. Большинство из них предпочитало работать дома и не тратиться на аренду рабочего места. Далее, в опустевших в кризис офисных зданиях не был выдержан формат коворкинга. Их владельцы полагали, что рабочие места в коворкинге можно будет сдать так же, как и обычный офис, – достаточно столов, стульев и интернета. Однако, как показала практика, с коворкингом такая схема не работает. Место должно быть привлекательным для фрилансера не только с финансовой точки зрения - нужна атмосфера, где можно и продуктивно работать, и общаться с коллегами.

Целевая аудитория коворкинг-центра – это креативный класс, люди, которые в процессе своей работы что-то придумывают, создают, их привлекает все новое, они постоянно развиваются. Это могут быть не только дизайнеры, художники, писатели и журналисты, но и IT-специалисты, ученые. Когда такие люди начинают работать вместе, в одном пространстве, они взаимно обогащают друг друга. Как будто сами собой возникают идеи, придумываются и реализуются новые проекты.

Чтобы это произошло, нужно несколько составляющих. Во-первых, продуманная концепция пространства с четко разграниченными зонами для работы и для общения. Во- вторых, интерьер должен соответствовать духу креативного класса: много воздуха, света, интересные интерьерные решения. Пространство должно быть таким, чтобы в коворкинг было приятно приходить. В-третьих, опыт успешных коворкингов показывает, что его привлекательность повышают различные мероприятия – мастер-классы, семинары, лекции на темы, профессионально близкие целевой аудитории.

«Большинство наших арендаторов из IT-сферы, поэтому для них наиболее привлекательны события, так или иначе связанные с этой тематикой, - рассказывает Михаил Комаров. - Но у нас проходят и другие мероприятия. Например, была лекция на тему “Как найти клад”. Приезжал человек, который профессионально занимается кладоискательством, рассказывал интересные вещи. Слушателей было много, но в основном они пришли со стороны. Нашим арендаторам это было не близко. Поэтому мы должны постоянно находиться в контакте с ребятами и стараться, чтобы программа мероприятий была им интересна».

В некоторых коворкингах регулярно проходят завтраки, на которых каждый пользователь рассказывает, над какими проектами работает. Большой интерес обычно вызывают семинары, связанные с повышением эффективности бизнеса – по продажам, маркетингу, управлению. А где-то популярны игры типа «Денежный поток» или «Мафия». Где-то смотрят кино и устраивают выставки. То есть формы могут быть совершенно разными, важно одно – мероприятия должны быть живыми, соответствовать духу времени и потребностям арендаторов. Мероприятия не только увеличивают привлекательность коворкинга, но и приносят дополнительные доходы владельцам: хорошо выстроенная программа позволяет повысить доходы коворкинга вдвое. Есть даже мнение, что без серьезной программы мероприятий коворкингу трудно выйти на окупаемость.

Вторая волна коворкинга 

В этом году, похоже, в России началась вторая волна создания коворкинг-центров. В Москве было объявлено об открытии нескольких десятков подобных проектов, около десятка уже функционирует. Новые коворкинги появились в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и других городах.

В процесс создания офисов нового формата включились и столичные власти. Так, возникшее в этом году государственное бюджетное учреждение (ГБУ) «Малый бизнес Москвы» в ноябре открыло «Коворкинг 2.0» на 80 мест на Первомайской. В этом коворкинге помимо стандартного набора услуг есть детская комната, где на время работы родителей можно оставить ребенка. На следующий год планируется еще более масштабный проект – коворкинг-центр площадью 15 тыс. кв. м в Нагатине с конференц-залом на 10 тыс. мест. По словам генерального директора ГБУ Дмитрия Молчанова, основная задача «Малого бизнеса Москвы» – удовлетворение потребности малого бизнеса в офисных площадях.

Дирекция железнодорожных вокзалов совместно с компанией NAI Becar запустила пилотный проект по организации коворкинг-офиса на Павелецком вокзале. Целевая аудитория – командированные в Москву сотрудники, а также индивидуальные предприниматели и фрилансеры столицы, которым офис нужен несколько дней в месяц. Рабочее место стоит 600 рублей в день и оснащено телефонной связью, доступом в интернет и необходимой оргтехникой: принтером, сканером, факсом. Офисы такого формата предполагается открыть на вокзалах в двух столицах, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске.

Бурному развитию коворкинга способствует быстрое увеличение целевой аудитории. По словам генерального директора ООО «Компания “Московский офис”» Руслана Хуаде, спрос на эту услугу растет в геометрической прогрессии. Об этом свидетельствует количество запросов по этой теме в поисковых системах. При этом предложение абсолютно не поспевает. Поэтому многие новые коворкинг-центры совершенно не вкладываются в рекламу - странички в социальных сетях достаточно, чтобы о коворкинге узнали. А остальные приходят по сарафанному радио. 

Антиантикафе

«Вас приветствует “Циферблат” - пространство совершенно свободное» - раздается в трубке радостный женский голос. «Циферблат» действительно представляет собой совершенно новый, необычный формат использования пространства. В нем платят только за время. Первый час стоит два рубля в минуту, последующие – рубль в минуту. В эту сумму входят чай, кофе, разнообразные печенюшки и самое главное - атмосфера.

Московский «Циферблат» на Покровке занимает площадь 350 кв. м. В холле сразу напротив входа шкаф со стеклянными дверцами, в нем множество будильников всех сортов и мастей, у каждого есть свое имя. Приходящий гость выбирает себе понравившийся будильник, администратор на ресепшне на специальной доске приклеивает бумажку с именем посетителя, именем будильника и временем. На выходе гость предъявляет свой будильник и расплачивается за проведенное время.

Коворкинги, антикафе и другие третьи места
Зона общения в антикафе «Циферблат» Фото: Олег Сердечников

Справа от входа стоит другой шкаф – большой, старинный. Вдруг девушка-администратор открывает дверцу шкафа, заходит в него и закрывает дверцу за собой. Через некоторое время снова появляется как ни в чем не бывало: «Тут у нас библиотека. Это самое тихое место, можно посидеть и спокойно поработать».

В «Циферблате» на Покровке четыре зала. Два больших – чайный и кофейный. В них общаются, пьют кофе или китайский чай с печеньем, играют в настольные игры, читают, рисуют, здесь же проходят разные мероприятия. Почти все столики заняты приятными молодыми людьми. Есть и два тихих зала – лекторий и уже упомянутая библиотека, куда попадают через шкаф. Там много книг, люди сидят с ноутбуками и работают.

Этот новый тип третьего места появился чуть более года назад. Автор идеи Иван Митин считает, что на тот момент это было единственное в мире место, работающее по принципу «время - деньги» (см. «Время – деньги»). Идея оказалась заразительной, и в течение года по России и СНГ открылось около 70 заведений, работающих по тому же принципу и называющих себя антикафе.

«Многие увидели в модели “Циферблата” легкий способ заработать, – говорит Иван Митин, – но на самом деле создать атмосферу, на которую люди будут идти, нелегко. Поэтому многие антикафе пустуют и через короткое время закрываются. Некоторые извращают саму идею. Где-то продают за дополнительные деньги запакованные салаты, и это начинает походить на обычный фаст-фуд. Где-то за дополнительное время можно купить пивка, поиграть в x-box. Многие пытаются экономить на гостях и предлагают чай из пакетиков, а это уже совсем другая история. “Циферблат” не надо причислять к антикафе. Я называю это свободным пространством».