В середине ноября «Почта России» объявила о запуске пилотного проекта по внедрению почтоматов — устройств для автоматической выдачи посылок. Пока в нем принимают участие Москва, Санкт-Петербург и семь регионов. Большой Урал в этом списке представляют Свердловская область и Башкирия. По замыслу организаторов, почтоматы позволят без очереди получать отправления и снизят нагрузку на операторов, при этом в первое время они будут работать только для клиентов интернет-магазинов и каталогов. Кроме этого, «Почта России» повсеместно запустила сервис sms-уведомлений о поступлении посылок, а со следующего года начнет тестировать в ряде регионов собственную курьерскую службу. Все перечисленное — ответ стремительному развитию рынка интернет-торговли. Внимание со стороны государственной почты доказывает: виртуальный бизнес вырос из состояния, когда его можно игнорировать.
Реальные деньги
По данным исследовательского агентства Data Insight, объем российского рынка электронной коммерции в 2011 году увеличился почти на 30% по сравнению с 2010-м и достиг 310 млрд рублей. Треть рынка — билеты и электронная продукция, остальное — торговля физическими товарами (230 млрд рублей).
О ней и поговорим.
Виртуальная коммерция развивается гораздо быстрее рынка розничной торговли в целом: его оборот прибавил в 2011 году 15,7% по сравнению с 2010-м (данные Росстата). В первой половине 2012 года разрыв оказался еще сильнее. Прирост оборота виртуальной торговли, по оценке центра стратегических исследований Enter, остался прежним — 30%, а вот традиционной — снизился до 11,6%.
— Несмотря на то, что в России не ведется официальное статистическое наблюдение интернет-торговли, и все цифры, которыми мы оперируем, оценочные, очевидно, что этот сегмент растет существенно быстрее традиционной торговли, — подтверждает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.— Это объясняется комплексом факторов: продолжающимся проникновением интернета, повышающейся культурой использования дистанционных способов оплаты, расширением предложения в сети. Кроме этого, расширяется прослойка потребителей, которые отдают предпочтение виртуальным магазинам ради экономии времени.
Тем не менее этот канал продаж на рынок розничной торговли по-прежнему не оказывает существенного влияния. 230 млрд рублей в 2011 году — это лишь 1,3% российского оборота розницы. Даже если не учитывать крупные товарные группы, которые не продаются в сети, например, автомобили и топливо, доля интернет-торговли составит 1,4%. В 2006 году, когда рынок только начинал зарождаться, было 0,5%.
Опрошенные нами компании подтвердили: бурный рост виртуальной коммерции пока не угрожает традиционной торговле. Генеральный директор интернет-магазина бытовой техники и электроники Е96.ru (работает в Екатеринбурге, Тюмени, Челябинске, Перми и других городах) Борис Лепинских:
— Рост интернет-продаж бытовой техники на развивающихся региональных рынках достигает 200 — 300% в год. Такая ситуация будет наблюдаться еще несколько лет. Тем не менее о тотальной смене модели потребления на «полный онлайн» в ближайшем будущем говорить преждевременно. Не следует забывать, что даже на самых развитых европейских рынках доля продаж через интернет не превышает 15%. В России через 5 — 7 лет, вероятно, будет похожая картина, но с существенными «перекосами» в пользу онлайна в отдельных секторах торговли — портативной электронике, компьютерах и т.д.
Директор интернет-магазина продуктов питания Da-mart.ru (Екатеринбург) Дмитрий Углов:
— В 2011 году оборот нашей компании вырос примерно на 20% по сравнению с 2010-м. По итогам трех кварталов 2012-го динамика такая же. Но больше нас радуют другие показатели. Во-первых, увеличивается количество постоянных клиентов. Во-вторых, за три года с момента открытия магазина средний чек вырос с 600 до 1500 рублей. Если сначала клиенты покупали в основном тяжелые продукты, например, напитки и овощи, то сейчас они заказывают скоропортящуюся продукцию — молоко, мясо, хлеб и т.д. Это говорит о выросшем доверии и перспективности продуктового интернет-ритейла. Пока же виртуальные магазины в регионах вряд ли можно назвать серьезными конкурентами традиционных. Через обычный супермаркет в день может проходить несколько тысяч человек, наши показатели гораздо скромнее.
Хорошие результаты демонстрируют и сети, основой которых являются традиционные магазины. Например, общий рост продаж «М.Видео» в 2011 году по сравнению с 2010-м составил 30%, через интернет — 90%. Но доля интернет-магазина в обороте оказалась немногим более 2%.
Дешево и несердито
Несмотря на то, что пока интернет за редким исключением существенно не влияет на состояние традиционной торговли, почти все федеральные ритейлеры начали активно развивать виртуальные продажи. В частности «Детский мир» в середине ноября объявил о расширении географии доставки интернет-магазина сразу на 28 городов России. Подобные, пусть и менее масштабные события, происходят повсеместно.
— Крупные компании, начав развивать интернет-направление, работают на будущее. Если вы хотите что-то купить, что делаете в первую очередь? Конечно, заходите в интернет. Думаю, так делают почти все, кому сегодня доступна всемирная паутина. Логично, что в определенный момент ритейлеры принимают решение сделать из виртуальной витрины полноценный магазин. Пусть сегодня он дает им небольшой доход, по сравнению с традиционными торговыми форматами, но уже через несколько лет картина может измениться, — объясняет Александр Иванов.
Директор департамента стратегического планирования ЦСИ Enter Евгений Прохоров соглашается:
— Действительно, практически все федеральные сети сегодня активно развивают формат интернет-торговли. Это серьезно увеличивает конкуренцию и, как следствие, мы будем наблюдать консолидацию рынка — местным игрокам, которые могли иметь уникальный ассортимент или цены, теперь это будет делать сложнее.
В таких условиях у местных игроков остается два способа сохранить свое место на рынке. Первый — цены. Несмотря на то, что закупочные условия федеральных сетей существенно выгоднее, чем у мелких компаний, последние еще могут побороться с ними по этому критерию.
— Большинство федеральных компаний развивает продажи через интернет в тех городах, где у них уже есть традиционные магазины. Грубо говоря, в виртуальную витрину они помещают товар с обычной полки по соответствующей цене. У классического, пусть маленького интернет-магазина она будет меньше, поскольку он не закладывает в стоимость аренду торговых площадей, зарплату менеджеров и т.д., — отмечает Александр Иванов. — Если федеральные ритейлеры захотят существенно увеличить долю интернет-продаж, они создадут отдельные подразделения, не зависящие от обычных магазинов. Это сразу даст эффект, и местные игроки по ценам начнут проигрывать.
Не исключено, что небольшим компаниям придется пожертвовать частью торговой наценки или объединить закупки.
Второй способ — хороший сервис и индивидуальность. Дмитрий Углов:
— Местным игрокам при усилении позиций федералов остается хорошо делать свою работу, следить за рынком и индивидуально подходить к клиентам. Несмотря на то, что крупные игроки пока не интересуются продуктовым интернет-ритейлом в регионах, я уже понимаю, чем мы в будущем будем от них отличаться. Например, продукцией местных производителей. Нам гораздо проще с ними работать, чем федеральному «монстру». Мне кажется, местные компании с хорошим менеджментом смогут выделить свои сильные стороны и сохранить динамику развития. Но количество интернет-магазинов будет сокращаться — некачественных проектов, сделанных на коленке, слишком много.
Преимуществом местных игроков может стать удобный сайт, оперативная доставка, наличие на складе всего каталожного ассортимента, качественное постпродажное обслуживание, легкая процедура возврата товаров и т.д. Сегодня эти качества даже по отдельности присущи далеко не всем игрокам.
Обманешь — не продашь
Первый раз о рынке интернет-торговли мы написали весной 2010 года (см. «Купить одним кликом», «Э-У» № 15 от 19.04.10). Тогда игроки, количество которых после кризиса росло безумными темпами, много говорили о недоверии покупателей к интернет-магазинам, о недобросовестных компаниях, которые портили репутацию всем остальным. Спустя два года ситуация изменилась, но часть проблем осталась.
— Недоверие к интернет-торговле в целом значительно сократилось. Пользователи стали активно делиться опытом покупок на форумах и в социальных сетях, что стимулирует магазины следить за качеством товара и доставки. Ослабило недоверие появление крупных игроков, в магазинах не обязательно расплачиваться банковской картой, это также уменьшает риски, — считает аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина. — Но конфликтные ситуации по-прежнему случаются, так как потребителю сложно оценить товар по картинке, поэтому он не всегда получает то, что хочет, даже если интернет-магазин не занимается мошенничеством. Стоит отметить, что низкая цена, например, на электронику в некоторых магазинах объясняется тем, что товар «серый» (не сертифицированный производителем. — Ред.), но потребитель это уже понимает и сознательно идет на риск: конфликты такого плана не возникают.
Директор департамента корпоративного управления и правового обеспечения ЦСИ Enter Денис Косенков более категоричен:
— Да, многие компании занялись сервисом и увеличением качества обслуживания, но интернет по-прежнему остается самым удобным способом для сбыта сомнительного товара. Большинство интернет-магазинов не утруждает себя соблюдением минимальных требований, например, не указывают адрес для обработки претензий и возврата проданного товара. А за витриной может скрываться множество компаний, участвующих в продаже, что сильно затрудняет возвратно-обменные операции. Часто истинный продавец потребителю не виден. На рынке создана Ассоциация компаний интернет-торговли, основной задачей которой является максимальное обеление рынка, установление понятных и честных принципов конкуренции, а также, что наиболее важно, распространение в интернете добросовестных потребительских практик.
Копи компетенции
По прогнозам Data Insight, объем российского рынка электронной коммерции в 2012 году вырастет почти на 24% по сравнению с 2011-м и достигнет 384 млрд рублей, а к 2015 году он увеличится в 2,3 раза. Причем больший вклад внесут регионы: за ближайшие четыре года оборот электронной коммерции должен вырасти в них в 3,4 раза, в Москве и Санкт-Петербурге — в полтора.
— Основные перспективы развития рынка интернет-продаж — это взрывной рост в течение пяти лет, консолидация крупных игроков, выход федеральных компаний в регионы, уход небольших продавцов, переход конкурентной борьбы из цен в сервис, — подводит итог Борис Лепинских. — Проблем у интернет-ритейлеров при этом тоже много: отсутствие логистической инфраструктуры, слабая развитость системы электронных платежей, недобросовестная конкуренция и т.д. Но ждать их устранения от кого-либо бессмысленно. Общее решение — формировать команду и копить компетенции внутри своей компании.
На наш взгляд, ближайшие годы будут относительно комфортными для всех участников виртуальной торговли. Пока федеральные сети только начинают заниматься развитием интернет-продаж, местные игроки снимают сливки с быстрорастущего рынка. Но за это время им крайне важно подготовиться к обострению конкуренции, благо способов для этого предостаточно.
График 1 Продажи в регионах в будущем будут расти быстрее, чем в столицах График 2 Федеральные интернет-магазины доминируют уже сегодня График 3 Половину виртуального рынка занимают электроника, бытовая техника и компьютеры