На прошлой неделе в Гонконге был поставлен рекорд, достойный Книги рекордов Гиннесса. Одно парковочное место в престижном жилом комплексе ушло за 640 тыс. долларов США, что превышает среднюю цену отдельного жилого дома в Америке. «От него мне всего двадцать шагов до квартиры», — объяснил свою покупку новый владелец. В пересчете на квадратный метр парковочное место в центре Гонконга уже дороже жилья в отдаленных районах города.
Резкий рост стоимости парковочных мест (притом что в целом в Гонконге по меркам мегаполиса очень мало автовладельцев) показывает, что город сохраняет спекулятивную привлекательность для иностранных инвесторов. Во-первых, в Гонконг идут деньги из материкового Китая — состоятельные китайцы выводят их из страны все активнее. Во-вторых, Гонконг «страдает» от низких процентных ставок в США — инвесторы ищут более выгодные варианты для вложений, и Гонконг, с его жесткой привязкой курса местной валюты к американскому доллару, выглядит вполне удачным вариантом.
С 2010 года гонконгские власти пытаются остановить рост цен на недвижимость, вводя одну заградительную меру за другой, и определенные результаты есть: во второй половине этого года рост цен замедлился, правда, уже после того, как гонконгские квартиры стали самыми дорогими в мире. Но, поставив заплатку в одном месте, городские власти не уследили за другим — инвесторы стали массово скупать коммерческую недвижимость, начав с офисов и магазинов и к осени дойдя до парковочных мест. По большинству показателей Гонконг сегодня вплотную приблизился к состоянию осени 1997 года — тогда спустя всего несколько месяцев пузырь гонконгской недвижимости лопнул, и, чтобы забраться на прежнюю высоту, городу понадобилось целых пятнадцать лет.
Новый глава
Проблемы с недвижимостью нынешнему главе Гонконга Лян Чжэньину (он вступил в должность лишь 1 июля этого года) достались от прежнего — Дональда Цанга. С 2009 года цены на квартиры выросли в среднем более чем в два раза. Согласно данным Savills, к 2012 году Гонконг вышел на первое место в мире по стоимости недвижимости, обогнав своих традиционных конкурентов Токио и Сингапур.
Справедливости ради отметим, что высокие цены на квартиры имеют объективную экономическую основу. В мегаполисе ограничена площадь под жилую застройку, 60% территории анклава приходится на национальные парки, где строить запрещено. Кроме того, гонконгцы готовы много платить за возможность жить в центре или как можно ближе к нему (рационально объяснить это сложно, учитывая удобство и доступность общественного транспорта и практически полное отсутствие автомобильных пробок, но ситуация именно такова).
Впрочем, в последние годы рост цен был вызван прежде всего спекулятивным спросом. Вплоть до 2010 года покупка дорогой квартиры в Гонконге давала право на получение здесь вида на жительство, этим пользовались богатые китайцы, которым хотелось обзавестись «запасным аэродромом» неподалеку от КНР. Под давлением недовольной местной общественности гонконгские власти отменили это правило