Чиновникам дадут год, чтобы вывести из-за рубежа свои активы. Законодатели полагают, что этого времени российским госслужащим будет более чем достаточно, чтобы привести свое имущество в соответствие с новыми антикоррупционными требованиями.
Поправки в законодательство, запрещающие российским чиновникам иметь счета, ценные бумаги и недвижимость за рубежом, были приняты Госдумой в декабре прошлого года. Сейчас законопроект готовится ко второму чтению. Запрет на владение недвижимостью практически со 100% вероятностью исчезнет. Против него выступал премьер-министр Дмитрий Медведев, а президент Владимир Путин в своем послании парламенту настаивал не на запрете заграничной собственности, а на прозрачности информации о ней. По такому пути и решили двигаться депутаты.
Как рассказал «Эксперту Online» один из авторов законодательной инициативы, вице-спикер Госдумы Сергей Железняк («Единая Россия»), заграничная недвижимость госслужащих должна будет декларироваться в полном объеме, независимо от ее стоимости. Чиновники будут обязаны обнародовать как источники ее приобретения, так и содержания. «После всестороннего обсуждения было выработано именно такое сбалансированное предложение. Ведь изначально главная задача была сделать достоянием общественности информацию о наличии у государственных служащих недвижимости и активов за рубежом. Эта цель достигается. При этом деньги, которые являются наиболее подвижным активом, держать за границей будет нельзя», — сказал Железняк.
Председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая рассказала сегодня журналистам, что переходный период для чиновников составит год после вступления закона в силу. Этого времени будет достаточно, чтобы закрыть зарубежные счета и вернуть деньги на родину. «К иностранным счетам относятся счета, находящиеся в банке, который находится вне юрисдикции России», — разъяснила депутат. Запрет на владение иностранными активами распространят на все внешние ценные бумаги.
Российские депутаты хотят не просто истребить саму возможность коррупции среди чиновников, но и, по словам Яровой, «сформировать новую мотивацию для тех людей, которые в будущем будут идти на госслужбу». Наличие у государственного чиновника заграничных счетов и автивов, полагает, в свою очередь, зампред комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин, может стать «крючком», который будет мешать служить интересам именно своей страны. «Эти крючки могут использовать иностранные государства — органы власти, спецслужбы, чтобы вмешиваться в те вопросы, которые решает госслужащий», — предполагает Вяткин. Открытость же активов — уже отечественных — напротив, залог того, что чиновник будет думать, прежде чем идти на «сомнительные операции», убежден депутат.
Сергей Железняк рассчитывает, что во втором чтении проект закона будет принят в течение февраля. Отметим, что первоначально текст документа предполагал, что закон вступит в силу уже с 1 января 2013 года. Но несмотря на то что внесен документ был еще в августе, к концу осенней сессии нижняя палата парламента успела рассмотреть его лишь в первом чтении.