Председателем Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) стал Олег Рыбин, с 2005 года работавший главным архитектором Нижнего Новгорода, а до этого успевший посидеть в кресле первого заместителя главы московского Градостроительного комитета.
По словам петербургских архитекторов, этот человек известен в своей сфере и ценится как профессионал. Вместе с новым председателем в КГА сразу пришли организационно-структурные изменения. Должности главы комитета и главного архитектора города вновь соединены, как это было до прихода в 2008 году в это ведомство Юлии Киселевой, до КГА занимавшей пост председателя Комитета по земельным ресурсам (КЗР).
Две головы хуже
Идея разделить функции председателя КГА и главного архитектора возникла еще при экс-губернаторе Петербурга Валентине Матвиенко. Тогда рассматривались и более кардинальные версии, например создание на базе КГА двух разных комитетов – градостроительно-стратегического и юридически-согласовательного. Строительное сообщество тогда восприняло назначение выходца из КЗР и разделение функционала внутри комитета как шаг навстречу. До этого многие девелоперы сетовали на ставшие уже классическими беды – сложности с согласованиями, невозможность строить в центре города, затянутые сроки рассмотрения проектов и т.д. Изменения в КГА были восприняты как возможность реализовать закрытый до этого инвестиционный потенциал.
Суть размежевания функционала в КГА заключалась в том, что председатель будет отвечать непосредственно за урбанистику, а главный архитектор – работать над обликом отдельных территорий и зданий. Но ожидаемого результата такое «разделение труда» так и не принесло: комплексного развития городских территорий не началось, а согласование отдельных проектов планировки территорий и объектов стало носить бессистемный характер. В результате в адрес «двуглавого» КГА в последнее время слышалась исключительно критика.
Старые новые задачи
С Олегом Рыбиным градостроительное сообщество Петербурга связывает новые надежды. Главные задачи, которые ему предстоит решать, озвучены давно. Это прежде всего разработка и утверждение концепции реконструкции и сохранения исторического центра Санкт-Петербурга. Стартовавшая было год назад работа в этом направлении остановлена (в частности, из-за кадровых перестановок, поскольку ее прежний идеолог Евгений Елин прошлым летом перешел из администрации Петербурга в правительство Ленинградской области). Рыбину нужно взять работу над этой программой под свой контроль. Но чтобы начать хоть какую-то комплексную реновацию центра, КГА придется разработать и утвердить на федеральном уровне новые градостроительные нормы, применимые именно к Северной столице.
Особая тема – развитие петербургской агломерации, то есть рост города за границами субъекта – в Ленобласти. Здесь необходимо найти общий язык с областными коллегами, чтобы застройка не шла хаотично и учитывала интересы региона-соседа.
Совет да любовь
Символично, что представление Олега Рыбина произошло на первом заседании недавно созданного Совета по вопросам градостроительной деятельности Петербурга. По мнению губернатора Георгия Полтавченко, именно этот совещательный орган поможет решить перечисленные выше проблемы.
На взгляд вице-президента НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексея Белоусова, новому совету в первую очередь следует каким-то образом нормализовать процесс внесения поправок в Генплан и проработать нормативы градостроительного проектирования.
«Также необходимо проработать нормативные акты, которые могли бы определить четкие взаимоотношения городских властей с инвесторами в плане строительства социальных объектов: сегодня отставание бюджетных инвестиций от частных – одна из наиболее наболевших и широко обсуждаемых тем, – считает он. – Надо проработать концепцию транспортного развития города. Сейчас в Петербург переедут „Газпром“ и суды – о свободных дорогах в центре можно забыть. И это при том, что ряд проектов в сфере дорожной отрасли уже отменили, например Ново-Адмиралтейский мост. На Васильевском острове активно осваиваются намывные территории – это еще 100 тыс. жителей, и даже больше. Получится, что на метро не сесть, на машине не уехать. Эту проблему нужно решать».
Урбанисты выступают за совет, но опасаются, чтобы он не скатился до решения каких-то локальных внутриквартальных проблем и разбора конкретных деталей – строить какой-то конкретный проект или нет, а если строить, то в каком виде.
«Обсуждения конкретных проектов, конечно, будут возникать, но они будут касаться каких-то принципиальных вопросов. Можно сказать, что совет займется решением вопросов, связанных со строительством не объектов, а города. Такого совета в городе еще не было, и его задача – решать вопросы общегородского уровня», – уверен директор ГУП «Ленгипроинжпроект» Виталий Зенцов.
По словам советника губернатора Санкт-Петербурга по вопросам строительства Вячеслава Семененко, создание этого совета инициировал сам градоначальник: «Главное отличие совета в том, что он будет решать не только и даже не столько какие-то архитектурные вопросы о соответствии конкретных проектов историческому облику города, а комплексные урбанистические задачи. В течение месяца будут сформированы профильные и междисциплинарные (например, по развитию центральной части города) комиссии, которые и займутся решением этих вопросов».
И архитекторы, и проектировщики, и девелоперы рассчитывают, что на совете они будут в комплексе рассматривать вопросы транспортной инфраструктуры, экологической обстановки, экономики города, внешние связи, демографию, сколько и каких пространств необходимо городу, где расположатся рекреационные зоны, где должны формироваться новые точки приложения труда, а следовательно, за счет чего будет наполняться бюджет города.
Санкт-Петербург