Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

«Оскар» для районов Петербурга


Аналитический центр журнала «Эксперт Северо-Запад» провел исследование качества жизни в районах Санкт-Петербурга. Эта работа преследовала цель оценить обеспеченность горожан доступом к благам, которые в итоге и определяют комфортность жизни в том или ином месте. Мы сознательно сделали упор на реальные объекты городской среды, чтобы не опираться исключительно на психологические оценки условий проживания в том или ином месте.

Результаты исследования показали, что в городе нет района – признанного лидера по качеству жизни. Одни лучше оснащены транспортной инфраструктурой, другие могут похвастаться озеленением территорий, третьи – доступом к магазинам и местам отдыха. В итоге получилось, что первенство по качеству проживания районы получили лишь за одно или два достоинства, которые привели их на топовые позиции. Даже у самых лучших мест для жизни в Петербурге есть серьезные недостатки, что свидетельствует о несбалансированном развитии территорий.

За транспорт и развлечения

Лидером по качеству жизни среди районов города стал Центральный. Прежде всего это связано с доступной транспортной инфраструктурой: на территории района действуют все виды городского транспорта. Жители центра в среднем затрачивают около 40 минут, чтобы добраться до места службы или учебы на личном автомобиле, и от 30 минут до часа – на общественном транспорте. На пробки, если ехать на автобусе или троллейбусе, уйдет около 30 минут, в остальных случаях – до часа. Следует признать также: жителям района проще добираться до работы, поскольку основная масса офисных зданий расположена здесь же. Кроме того, в Центральном районе развита индустрия отдыха и развлечений, уровень сервиса в которой выше, чем на других территориях Санкт-Петербурга, отмечают участники опроса. В результате эти две стороны общественной жизни и вытянули центр на первое место.

Положительные результаты показала оценка работы магазинов и торговых сетей. Самые лучше баллы за качество обслуживания достались торговым центрам – половина опрошенных оценивает их на «отлично», а вторая половина – на «хорошо». В случае продуктовых и других специализированных магазинов картина не столь радужная: лишь 10-40% опрошенных считают, что там отлично обслуживают покупателей, тогда как ответы остальных разделились между хорошим и удовлетворительным баллами.

Социальная сфера, безопасность и благоустройство центра пока не дают поводов для гордости. Качество работы школ, больниц, детских садов и других социальных учреждений 67% опрошенных назвали удовлетворительным, а 33% полагают, что эти организации функционируют хорошо, но не отлично. В отношении безопасности 54% респондентов отметили, что преступность низкая, но лучше не терять бдительность. Только 9% опрошенных уверены, что район совершенно безопасен и можно не опасаться за свою жизнь, остальные же предпочитают проявлять осторожность, поскольку, по их мнению, в районе случаются нападения.

Неудивительно, что основной недостаток Центрального района – качество окружающей среды. Только 63% респондентов имеют доступ к паркам, что меньше среднего показателя по городу. Большинство опрошенных утверждают, что пруды и каналы совсем заброшены, либо их нужно чистить. Подобные критические замечания получили набережные, газоны, клумбы и другие зеленые насаждения. В итоге Центральный район оказался на десятом месте по качеству окружающей среды, хотя это не помешало ему сохранить первенство в общем рейтинге.

Теория относительности в районах

«Серебро» получил Московский район за легкий доступ к социальным учреждениям. Например, 60% жителей могут добраться до больницы за 10-30 минут (средний показатель по городу – 37,4%), а до детских садов и школ, что вполне очевидно, менее чем за десять минут. Однако обслуживание в социальной сфере, как и в целом по городу, в районе оставляет желать лучшего. Так, 80% респондентов оценивают качество работы больниц как удовлетворительное, а остальные 20% назвали его хорошим. В этой сфере только школы и детские сады смогли удержаться на положительных отметках.

Московский район хорошо показал себя в сфере благоустройства территории. Половина участников исследования (47,8%) говорят, что парки достаточно ухоженные (в целом по городу так считают 34,7%). Правда, остальные зеленые насаждения, как правило, требуют большей заботы или же их вообще необходимо серьезно чистить.

«Бронза» принадлежит Калининскому району, поскольку там довольно развитая транспортная инфраструктура: есть все виды транспорта, кроме аквабусов. Однако до нее не так легко добраться – путь до метро у 57,9% опрошенных превышает 15 минут. До ближайшей трамвайной или автобусной остановки соответственно 44,4 и 77,8% опрошенных не более пяти минут пешком. А время в пути до места работы или учебы у автовладельцев занимает, как и у тех, кто пользуется общественным транспортом, от 30 минут до часа. Подчеркнем, что эти показатели лучше, чем в других местах города, где нет метро.

Кроме того, Калининский район по праву может гордиться состоянием окружающей среды. Более 80% респондентов имеют доступ к паркам, а 60% – к прудам и каналам (в среднем по Петербургу – 78%). В то же время большинство опрашиваемых сошлись на том, что за всеми зелеными насаждениями нужно больше ухаживать, что соответствует коллективным настроениям.

Расстояние решает всё

Самое низкое качество жизни, по данным нашего исследования, оказалось у Колпинского, Пушкинского и Курортного районов. Примечательно, что последний занимает лидирующие позиции по многим показателям: безопасность проживания, доступность социальных учреждений, магазинов, уровень сервиса в местах отдыха. Казалось бы, Курортный район – признанный лидер и место ему в тройке победителей. Однако сложности с транспортом и плохой уход за зелеными насаждениями отправил его в конец списка.

Дорога до работы или учебы на личной машине у большинства участников исследования занимает менее 30 минут, на общественном транспорте – от часа до двух. Такой разрыв усугубляется пробками: автомобилист потратит в них менее получаса, а пользователи автобусов – час-два, то есть они могут ехать до дома вдвое дольше, чем обычно. В отношении окружающей среды это один из немногих районов города, где есть все виды зеленых насаждений, однако, по мнению участников опроса, их состояние оставляет желать лучшего. Проблему могли бы решить более внимательное к ним отношение или банальная уборка.

Пушкинский район подвела транспортная ситуация, которая связана с удаленностью от города, а также недостаточный доступ к социальным учреждениям, а Колпинский остался внизу еще и из-за неудовлетворительного доступа жителей к магазинам.

С птичьего полета

На сегодняшний день возможность быстро и без препятствий добраться до нужного места как на личном автомобиле, так и на общественном транспорте вместе с благоустройством территории – главные элементы качества жизни. В целом по Санкт-Петербургу ситуация в этих сферах оставляет желать лучшего – даже в районах, которые в нашем исследовании оказались в топе по качеству жизни, положение дел с загруженностью дорог и озеленением нельзя охарактеризовать как образцовое.

Суммарные результаты опроса показали, что 48% опрошенных, которые едут до места работы (учебы) на автомобиле, в дороге проводят от 30 минут до часа. При этом на пробки уходит менее получаса. Примерно столько же времени тратят те, кто пользуется метро. А если горожане пересаживаются на автобусы или троллейбусы, то время в пути возрастает практически в два раза, как и длительность нахождения в пробках.

В отношении доступа к зеленым насаждениям картина довольно позитивная. Так, у 78% респондентов неподалеку от места проживания есть парки, а у 67,3% – пруды и каналы. Но радужный настрой омрачается состоянием этих объектов. Практически все участники исследования пришли к выводу, что за парками, газонами, клумбами и деревьями необходимо больше ухаживать, а водоемы – чистить.

Дополняют зеленые насаждения места для отдыха и развлечений. Очевидно, что здесь первенство принадлежит кафе и ресторанам, после чего следуют кинотеатры и спортивные центры. В то же время, судя по дополнительным ответам опрошенных, в городе недостаточно богатый выбор недорогого и качественного отдыха. Многие констатировали, что плохое состояние парков, озер и прочих объектов препятствует полноценному использованию этих объектов вне зависимости от района.

Конечно, благоустроенность территорий и их транспортная инфраструктура – не единственное, что определяет комфортность проживания. Например, половина участников опроса (51,6%) отметили, что город недостаточно безопасен: хотя преступность и низкая, все же следует быть бдительными. Правда, здесь может иметь место эффект доверия к работе полиции, который остался за рамками исследования.

Другая важная сторона жизни, которая может существенно повлиять на ее качество, – социальная сфера. Как показало исследование, учреждения здравоохранения (больницы и поликлиники) получили уверенную «тройку», а школы и детские сады – твердую «четверку». Отрадно, что в среднем практически половина горожан тратят не более десяти минут на дорогу в школу или детский сад и около получаса – в больницу или поликлинику. Правда, надо уточнить, что большинство этих объектов были размещены еще в советское время и их необходимо интегрировать в современные условия.

Исследование продемонстрировало, что население в целом довольно работой магазинов и торговых центров. Так, 50,5% добираются до крупных моллов за 10-30 минут, а до обычных продуктовых точек 78,6% респондентов могут дойти за десять минут. Большинство оценивают качество работы всех торговых площадок на территории своего района как хорошее. Правда, эта итоговая оценка уровня их обслуживания получилась довольно размытой. Там, где поток покупателей высок, например в центре, отзывы положительные, а где он меньше, – критичные. Это вполне объяснимо, поскольку с ростом количества потенциальных клиентов увеличивается конкуренция, а значит, появляются стимулы предлагать более качественное обслуживание.

Подводя итоги, можно сказать, что городу необходимо повышать качество жизни. Чтобы сделать условия проживания максимально комфортными, потребуется комплексно подходить к решению задач по развитию территорий. Работая над одними объектами, можно ухудшить работу других, например строительство дорог, зданий может навредить состоянию парков и набережных. То же касается других сфер жизни общества. Поэтому необходимо планировать развитие городской среды с учетом всех факторов и в ходе реализации задуманного эффективно координировать работу всех заинтересованных сторон.

Санкт-Петербург

Таблица 1: Рейтинг районов Санкт-Петербурга по уровню безопасности

Таблица 2: Рейтинг районов Санкт-Петерурга по качеству жизни

Таблица 3: Рейтинг районов Санкт-Петербурга по качеству транспортной инфраструктуры

Таблица 4: Рейтинг районов Санкт-Петербурга по доступу к местах отдыха и качества их работы

Таблица 5: Рейтинг районов Санкт-Петербурга по доступу к зеленым насаждениям и их состоянию

Методика

Исследование проводилось при помощи опроса в интернете. Анкета с вопросами распространялась через социальные сети, почтовую рассылку, а также была размещена на сайте журнала «Эксперт Северо-Запад». В нее вошло девять вопросов, направленных на анализ различных сторон общественной жизни: удобства пользования транспортом, безопасности, наличия и качества работы социальных учреждений, магазинов, мест отдыха и развлечений. Также анализировалось присутствие и текущее состояние зеленых насаждений.

После того как были собраны данные, полученным ответам присваивались баллы. Далее вычислялся индекс, на основе которого принималось решение о том, в каком районе более высокое или низкое качество жизни. Аналогично рассчитывались и индексы для оценки разных сторон жизни города: транспорта, социальной инфраструктуры и т.д. В итоге районы ранжировались по этим индексам и делались выводы, изложенные в исследовании.

График 1 Автомобиль не приводит к существенной экономии времени на дорогу. Результаты ответа на вопрос «Cколько времени вы тратите на дорогу до места работы или учебы?» % График 2 Как бы вы охарактеризовали уровень преступности в том районе, где проживаете? % График 3 Необходимо уделять больше внимания состоянию зеленых насаждений Результаты ответа на вопрос «Каково состояние зеленых насаждений в том районе, «где проживаете?», % График 4 Большинство опрошенных имеют доступ к паркам в своих районах. Результаты ответов на вопрос «Какие виды зеленых насаждений есть в том районе, где вы проживаете?», % График 5 Скорее всего, пробки на 30 минут увеливают время в пути. Результаты ответа на вопрос «Сколько времени в день вы теряете в пробках по пути до места работы или учебы? %