сфера деятельности: аренда
стартовые вложения в бизнес Михаила Комарова: $ 650 000, Собственные средства партнеров
стартовые вложения в бизнес Антона Хмельницкого: $ 2 500 000, сооснователи: Салават Тимирясов, Алексей Селиваненко, Наталья Кузнецова, Андрей Брагинский
Почувствовать себя хозяином большого офиса в центре Москве можно за совсем небольшие деньги — несколько сотен в сутки. Правда, помимо вас таких же полноценных хозяев там будет еще несколько десятков. Но были бы правила поведения, а ужиться можно.
Коворкинг (от англ. co-working, совместно работающие) — это модель работы, когда разные люди используют для своей деятельности общее офисное пространство. Идея возникла в США в 2005 году: молодой программист Бред Ньюберг решил совместить традиционный офис со свободой и независимостью фриланса. Арендовав большое помещение, он предложил другим вольным художникам разделить как права на него, так и арендную плату.
До России эта идея добралась в 2008-м — кризис заставил многих затянуть пояса. Однако, по словам экспертов, подобное явление у нас начало зарождаться еще в 1990-е. Варвара Гурова, куратор проекта «Третье место» placeplaceplace.ru, где собрана вся информация о российских коворкингах, рассказывает, что двадцать лет назад, в ситуации экономического и политического кризиса, освобождалось много офисных площадей и квадратные метры сдавали под индивидуальные рабочие места. «Но идея прогорела, потому что это как раз не было коворкингом. Не было инфраструктуры, не было атмосферы, не было того самого сообщества, которое нужно для успешной работы», — поясняет она.
Сейчас подобных пространств в России уже десятки, но ниша еще далека до заполнения. Основателей большинства свободных офисных пространств в бизнес привела примерно та же идея, что и американского программиста: работать где-то надо, а в одиночку снимать офис дорого. Чтобы понять особенности рынка, рассмотрим два совершенно разных пространства, которые объединяет одно — идея коворкинга.
Когда место превращается в коворкинг
Коворкинг больше чем просто место для работы. Это некая философия — свободное пространство создается под людей схожего образа мышления, достатка, взглядов, работающих в схожих сферах деятельности. Именно сообщество по интересам становится в коворкинге силой притяжения и хорошо продается. Ведь специалистам всегда есть о чем поговорить друг с другом, поделиться опытом и даже начать совместные проекты.
Бизнесмен Антон Хмельницкий с друзьями решили создать не просто общий офис, а бизнес-клуб. Так в январе 2011 года появился Cabinet Lounge — единственный сегодня в Москве коворкинг премиум-класса. Размещается он на трех этажах (900 кв. м) особняка Шехтеля на Новой площади. Большие пространства с дорогими интерьерами — «это клуб в английском понимании этого слова, но с функциональным наполнением офиса. У нас есть секретари, консьерж, IT-специалисты и так далее», — говорит Антон Хмельницкий. Целевая аудитория — респектабельные бизнесмены. На вопрос, зачем людям с достатком дел