Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Прогрессивное строительство


В начале 2012 года на встрече руководителей строительных компаний Новосибирска с полпредом президента в Сибири Виктором Толоконским прозвучала жалоба на то, что до 80% стройматериалов привозится в город из других областей, а строительные материалы у местных производителей закупаются только самые традиционные — цемент, железобетон и кирпич. Ничего уникального, заявили застройщики, в области не выпускается, поэтому нужно найти те ниши, с которыми регион сможет стать «двигателем прогресса» на строительном рынке (см. «На грани фола» в «Эксперте-Сибирь» № 9 за 2012 год). В общем и целом, так оно и есть, тем более что спрос, ориентированный на цену объекта, диктует и предложение. Но среди многочисленных компаний находятся и такие, кто не боится предлагать заказчикам нестандартные решения, используя при этом современные технологии и материалы.

Компания «Несущие системы» образована в 2006 году под брендом SpaceStructure, до 2013 года она была известна как «ГласСтоун». Компания проектирует и производит самонесущие сетчатые конструкции, уникальные по своим физико-механичес­ким характеристикам, состоящие из стальных (или алюминиевых) стержневых и узловых элементов, позволяющие создавать здания свободных архитектурных форм. Среди самых известных объектов, построенных «Несущими системами», можно назвать здания «Бутон» и «Кокон» в центре Новосибирска, детский астрофизический центр на Ключ-Камышенском плато, а также офис технопарка в Академгородке. Кроме объектов административного и общественного назначения компания проектирует и строит промышленные сооружения — ангары, цеха заводов, склады. Сегодня активно развивается новое направление — проектирование и создание облегченных металлических конструкций для мостов. На фоне традиционных способов строительства, применяемых в Сибири, проекты компании «Несущие системы» выглядят нестандартно, зато идут в прогрессивном тренде современной мировой архитектуры. О перспективах рынка подобных сооружений в Сибири и в России мы поговорили с директором компании «Несущие системы» Алексеем Кашиным.

— С чего началось производство?

— Все началось с идеи строительства здания «Сфера» около театра «Глобус». Чтобы его возвести, пришлось разрабатывать специальную систему несущих конструкций, так как тривиальными способами объект построить было невозможно. Ничего подобного не создавалось до этого ни в Новосибирске, ни в России, поэтому пришлось обратиться к мировому опыту. Этот первый, во многом экспериментальный, объект оказался вполне успешным, и сегодня «шарик» стал одним из современных символов Новосибирска. После него появились и другие сооружения, к примеру, бизнес-центр «Кокон», кровля здания «Экспоцентра», здание завода для американской компании «Марс», расположенное в районе поселка Чик, с гнутой кровлей в виде гиперболического параболоида. Использовались наши конструкции и в здании планетария, где архитектор Игорь Поповский спроектировал, а мы помогли воплотить уникальный стеклянный витраж, полностью скрывающий несущие конструкции. В мире таких объектов много, в России иногда встречаются, а в Новосибирске до этого точно не было. Опираясь на передовые западные технологии, мы сделали стеклянными профиль несущей структуры и само заполнение.

При строительстве здания «Бутон» мы разработали принципиально новую конструктивную систему, позволяющую, с одной стороны, создать необычную форму, с другой — сделать объект вполне функциональным в наших климатических условиях. Опыт подобного строительства есть на Западе, в России — нет. Эту же систему мы применяем при строительстве здания «Биотехнопарка» в Кольцово, где сейчас идет монтаж. Еще одно огромное преимущество наших структур — это то, что они позволяют возводить большепроемные строения. Так, под Санкт-Петербургом мы построили арочный ангар для военных самолетов. Высота пролета на этом объекте — свыше 70 метров (под него можно поставить три пятиэтажки). Заказчик долго не мог найти российских производителей. Раньше в СССР делали такие большие вещи, а сейчас никто не берется.

— Ваши конструкции подходят под любые сооружения?

— Да, это могут быть любые объекты. Но, как правило, к нам обращаются с нетривиальными заказами. Приведу совсем свежий пример: московская архитектурная студия «А-Б» создала проект здания формы вытянутой вверх сферы, высотой 160 метров. Конструктивно оно имеет такую же структуру, что была реализована нами на здании «Бутон». Они искали исполнителя на Западе, но, когда узнали про нас, обратились к нам. Так что, когда возникает потребность в нетиповых вещах, мы готовы. Например, сегодня проектируем стеклянную оболочку стадиона «Спартак» в Москве. Заказы есть и в Новосибирске, были заказы из Алтайского края, Якутии, Каргата — но, в основном, они небольшие по объему. Крупные заказы поступают из европейской части страны, где более развит рынок.

— Производство находится в Новосибирске?

— Да, конструкторское бюро и производство здесь. Технологию мы запатентовали. Купили специальное оборудование, американские пятиосевые станки. Делаем все под заказы.

— Где берете сырье?

— Алюминиевые трубы покупаем на Красноярском алюминиевом заводе. Стекло привозим из Бельгии и Германии. Естественно, используем самое лучшее сырье, так как возводим самые прогрессивные и современные здания. Профили, подсистемы, резину для стекла берем у немецкой компании Schuco.

— Какие направления собираетесь развивать в будущем?

— Сегодня приобретаем специальное оборудование из Голландии и будем производить мостовые конструкции, строим под это цех. Это другой размах, огромные пролеты. Думаем, что это будет востребовано, надеемся, что и в Новосибирске. Совместно со СГУПС мы уже работали над проектом моста из круглых труб в районе улицы Петухова. Правда, сейчас там строится традиционный железобетонный мост.

— Что выгоднее по стоимости — изделия из традиционных материалов или из таких металлоконструкций?

— Традиционные вещи — это железобетон. Сами балки по сравнению с нашими конструкциями стоят дешевле, но они намного тяжелее, под них нужны более мощные фундаменты. Таким образом затраты на материалы — примерно равные. Но у наших конструкций есть не­оспоримые преимущества: значительно сокращается время монтажа, они более технологичны, они легкие и позволяют снизить нагрузки на опоры. Из металлоконструкций получаются более красивые стильные вещи. Людям будет просто приятно созерцать эти объекты.

Мы опросили экспертов отрасли и застройщиков о качестве стройматериалов локального рынка

Прогрессивное строительство
Ольга Игнатова

Доцент кафедры строительных материалов и специальных технологий НГАСУ, к.т.н. Ольга Игнатова

— В общем, картина грустная. Когда мы вступили в ВТО, у нас был принят закон о техническом регулировании, по которому государство берет на себя ответственность за безопасность — это касается всей продукции, будь то продукты питания или строительные материалы. При этом за качество отвечает производитель. Если что-то случится, производителя привлекут к ответственности. Однако в строительстве проблемы качества проявляются через какой-то промежуток времени, минимум через три года. Пока основной потребитель с этим не столкнулся. Когда все начнет сыпаться и кто-то пострадает, тогда будет уже очевидно. Какое-то время назад действовал сертификат качества, хотя он не был стопроцентной гарантией качества, так как обо всем можно было договориться с соответствующими инстанциями, но все-таки этот документ как-то сдерживал производителя. Сейчас, когда сертификат не требуется, представлением о качестве материала является только декларация от производителя, что материал качественный. Что называется, подтверждаю на основе собственных доказательств.

Производитель может проверить качество в независимых лабораториях, но при одном условии: если потребитель это потребует. Сегодня мы оказались в грустной ситуации с качеством. Мы ушли от административно-командной системы, которая была при социализме, когда вышестоящая организация требовала определенного качества, это ушло, а новый качественный рынок еще не сформировался. Стабильность качества будет тогда, когда производитель станет проверять каждую партию на определенные показатели. Сегодня ликвидированы все региональные научно-исследовательские институты в области строительства. Остались пять головных НИИ, которые расположены в Москве и Питере. Раньше мы делали разработки и испытывали их, проверяли образцы в климатических камерах, потом выдавали рекомендации производителям. Кто сегодня этим занимается? Никто.

Прогрессивное строительство
Владимир Мартыненков

Генеральный директор Строительного концерна «Метаприбор» Владимир Мартыненков

— Что касается кирпича, по сравнению со старыми технологиями качество нормальное. Но в сравнении с ассортиментом и качеством отделочного (лицевого) импортного кирпича оно хуже: нестабильные цвета, комбинированных цветов нет вообще, размеры в основном стандартные (нет малоразмерного). Цементом мы пользуемся в бетонных смесях, в основном это искитимский цемент. Плитами сейчас не пользуемся — перекрытия у нас монолитные. У нас есть собственное производство деревянных евроокон (немецкий завод «Weining»). Ряд своих новостроек мы остеклили деревянными евроокнами (ЖК «Военная горка», ЖК «Никитин двор») и сегодня видим по другим застройщикам, как эта продукция становится востребованной в сегменте «бизнес». 

Прогрессивное строительство
Федор Иванов

Директор ООО МЖК «Энергетик» (входит в состав ГК «Первый строительный фонд») Федор Иванов

— Состояние стройиндустрии Новосибирской области сегодня оставляет желать лучшего. Недостаток материалов местного производства — это одна из основных проблем строительной отрасли. Из-за того что многие материалы приходится завозить из других регионов, растет цена квадратного метра готового жилья. Если же говорить о существующих в регионе строительных производствах, то износ оборудования на большинстве предприятий составляет порядка 70 процентов. И одна из основных причин того, что новые заводы почти не открываются — высокий процент по кредитам. Наши банки предлагают ставки в 16–18 процентов, тогда как в Европе нормальные ставки — два–три процента. При этом надо отметить, что необходимость модернизации стройиндустрии понимает и руководство страны, и правительство области. Например, у нас разработана и действует программа поддержки стройиндустрии. Но ее нужно расширять, вовлекать больше предприятий, модернизировать существующие производства. Хотя порой проще все снести и построить новое.

Мы стараемся производить основные строительные материалы самостоятельно. Так, сегодня в составе ГК «Первый строительный фонд»: кирпичный завод «Ликолор», построенный в 2009 году по проекту немецкой компании Keller, и завод по производству раствора и бетона «РБУ», работающий на современном оборудовании компаний Tecwill (Финляндия) и Liebherr (Германия). Но мы планируем и дальше открывать собственные производства стройматериалов. В мае мы начали работы по возведению на территории промышленно-логистического парка Новосибирской области завода по производству железобетонных изделий и крупных панелей «Арматон».  

Прогрессивное строительство
Владимир Жарко

Технический директор СМПРО Владимир Жарко

— Могу оценить на примере цементных заводов. Качество продуктов «Искитимцемента», «Сибцема» — прекрасное. Новокузнецкий завод — больной, нуждается в хороших инъекциях. Топкинский, Себряковский, Новороссийский и многие другие заводы производили цемент высокого качества, а каждый из названных заводов значились флагманскими в нашей отрасли в части научно-технического прогресса. Цементники считают, что их обязанность — максимально удовлетворить любые запросы строителей. И они не могут им диктовать свои правила игры, в частности — мы не можем им навязывать те или иные виды цемента. Вместе с тем за годы перестройки культура строительства в части используемого ассортимента цемента снизилась. Менеджеры строителей сегодня заказывают цемент преимущественно марки 500 бездобавочный, который используется на все виды бетонов и растворов, включая приготовление штукатурных и кладочных растворов, даже для кладки кирпича, где достаточно применять известковые растворы. В советские времена цемент делали безмарочный, использовали так называемую марку ниже 300. Стоит отметить, что высокодобавочные цементы, в том числе шлакопортландцемент, во многих случаях предпочтительнее по сравнению с бездобавочным цементом. Достаточно отметить, что в 1990 году доля шлакопортландцемента и пуццоланового цемента составляла в общем выпуске 29,5 процента, а 2011 году — 2,9 процента.