Сфера деятельности: коворкинг, проведение тренингов
Объем инвестиций: 200 000 рублей
Возникший меньше десяти лет назад в Америке феномен под названием «коворкинг» (англ. co-working — совместно работающие) быстро набирает популярность в России. По сути, коворкинг — это общее пространство для работы не связанных друг с другом людей — фрилансеров, начинающих предпринимателей, программистов, дизайнеров. Для деятельности каждому из них не нужен отдельный офис — достаточно рабочего места. Плюсы коворкинга — в дешевизне рабочего места, отсутствии контроля сверху, но самое важное — в наличии сплоченного общими интересами сообщества. Минус — шум и отвлекающие события. В коворкинге сложнее сосредоточиться, чем в отдельном офисе. Естественно, лидерами коворкинга в России являются Москва и Санкт-Петербург: только в столице их порядка четырех десятков.
Оказывается, уже год коворкинг развивается и в Новосибирске. «Идея возникла примерно полтора года назад. Я тогда работал в Москве и «варился» в сообществе молодых столичных предпринимателей. Мне это безумно нравилось. Когда через некоторое время я вернулся в Новосибирск, мне стало не хватать той позитивной и креативной атмосферы, в которую я был погружен в столице, и тогда я решил организовать клуб начинающих предпринимателей в родном городе. Мне хотелось, чтобы это было живое сообщество. Лучше всего для воплощения моей идеи подходила модель коворкинга», — рассказывает Валерий Черкасов. В это же время он познакомился с Олесей, волей судеб носившей ту же фамилию, что и у него — Черкасова. В это время она развивала в Новосибирске проект «Бизнес Молодость» (международное сообщество молодых предпринимателей) и мечтала создать в городе площадку для обмена опытом между стартаперами. Уже через месяц после знакомства партнеры открыли Новосибирский Коворкинг Центр (НКЦ). Расположен он в центральной части города, в 15 минутах неспешной ходьбы от станции метро «Площадь Ленина». Все первоначальные вложения ушли на ремонт, мебель и оргтехнику.
Работаем и учимся
«Для нас коворкинг — это не просто предоставление в аренду рабочих мест. Это и проведение мероприятий — тренингов, семинаров, лекций для начинающих предпринимателей. А также организация бизнес-сообщества — людей, которые с разной периодичностью посещают наши мероприятия как развлекательного, так и образовательного характера. Это около 800 человек. Нередко мероприятия проводим за пределами коворкинга, на более крупных площадках и даже на свежем воздухе», — подчеркивает Олеся Черкасова. Образовательные продукты разделены на программы для начинающих и для действующих предпринимателей. Как правило, обучающие курсы НКЦ рассчитаны на один–два месяца.
В НКЦ на 54 квадратных метра — 12 рабочих мест. Сейчас все они заняты. «Это люди из самых разных сфер. Олег создает виртуальные 3D туры. Сейчас он активно растет, у него уже три сотрудника, которые работают здесь же. Степан занимается электрооборудованием, Петр работает на французскую компанию и проектирует мосты. Коворкинг — отличное место, чтобы компании начинать работу в новом регионе. Ведь для начала, как правило, нужен всего один активный сотрудник, успехи которого и определяют необходимость в организации полноценного филиала», — констатирует Валерий.
Именно принадлежность резидентов к совершенно разным бизнес-сферам делает коворкинг уникальным для рынка проектом, убеждены организаторы НКЦ. «Если бы люди собрались из одной ниши — вряд ли им было бы интересно. Они не так много могли бы друг другу дать. Другое дело, когда на одной площадке собираются программисты, продажники, дизайнеры. Это позволяет взглянуть на проблему с разных сторон и найти лучшее решение, — говорит Олеся. — Простой пример. Один из резидентов пришел к нам как фрилансер, занимался созданием сайтов. Более продвинутые резиденты подсказали ему, как можно улучшить работу. Сейчас он полноценный предприниматель, имеет свой штат сотрудников и арендует отдельный офис. И такой эффект синергии мы наблюдаем постоянно. И, конечно, гордимся тем, что в нашем коворкинг-центре бизнесмены встают на ноги». «Используя ресурсы коворкинга, можно построить любой бизнес. Хотите создать IT-компанию — не вопрос. Здесь достаточно программистов, чтобы сколотить сильную команду под конкретный проект», — добавляет Валерий.
Впрочем, далеко не каждый амбициозный молодой человек может стать резидентом НКЦ. Для организаторов важно, чтобы это был «интересный человек, способный привнести что-то новое». Для этого с каждым претендентом сначала проводится собеседование. Совершенно точно в НКЦ не сможет работать специалист по прямым продажам. Все резиденты работают молча, стараясь не мешать другим телефонными звонками и приемом посетителей. Хотя резидентам не запрещается приглашать своих клиентов в коворкинг.
Стоимость рабочего места — шесть тысяч рублей в месяц. Это позволяет приходить в офис в любое время дня и ночи и работать сколько душе угодно. Есть небольшая зона отдыха, где можно посидеть на мягких диванах и выпить чашку чая. Для сравнения: минимальная площадь офисного помещения в Новосибирске — 17 кв. метров — обойдется вдвое дороже. За дополнительную плату резидент коворкинга может посещать семинары и тренинги, которые проходят два–три раза в неделю. На площадях НКЦ можно разместить до 30 участников мероприятия. По словам Валерия Черкасова, на тренинги и семинары ходит подавляющее большинство резидентов. «У нас есть клубная карта, которая позволяет бесплатно ходить на все наши мероприятия. Стоит она 500 рублей. Но если мероприятия проводим не мы, а приглашенный бизнес-тренер, то карта дает хорошую скидку, до 50–70 процентов», — поясняет Валерий. В отличие от аренды рабочих мест, спрос на мероприятия имеет сезонный характер. Летом они не проводятся.
Не основной источник
Для Валерия и Олеси Черкасовых коворкинг — это не столько бизнес, сколько хобби. Основные деньги они зарабатывают другими делами. У Валерия есть собственная проектно-строительная компания с оборотом 1,5 млн рублей в месяц, у Олеси — BTL-компания. «Конечно, и коворкинг не убыточный проект. Но это не тот доход, который позволил бы тиражировать бизнес», — подчеркивает Валерий. Помимо организаторов на коворкинг работают еще пять человек — администратор, дизайнер и event-менеджеры. «Как и мы, ребята занимаются параллельно другими проектами. В коворкинге же их доход зависит от участия в организации и проведении мероприятий. Больше сделал — больше заработал», — объясняет Олеся. По ее словам, в чистом виде — сдача рабочих мест в аренду — коворкинг может эффективно работать только на окраине города. Стоимость коммерческой аренды в центре делает подобный проект убыточным.
Однако НКЦ окупился всего за месяц — предприниматели взяли с резидентов предоплату за несколько месяцев вперед. Первое время основные усилия организаторы тратили на продвижение коворкинг-центра. «Это самое сложное. То, что мы до сих пор в единственном числе работаем на новосибирском рынке, а наши конкуренты потерпели крах, заключается именно в грамотном позиционировании и продвижении НКЦ. Многие горожане именно от нас узнали, что такое коворкинг. Была проделана титаническая работа по раскрутке проекта в социальных сетях, СМИ, на крупных мероприятиях. Первые полгода мы с Олесей работали без выходных, с утра до ночи», — вспоминает Валерий.
Уже через три месяца после открытия первого коворкинг-центра Валерий и Олеся создали филиал на левом берегу. Он появился на площадях «Административного комплекса МФЦ» (площадь 30 кв. метров, 10 рабочих мест). Но проект оказался неудачным. «Месяц назад мы его закрыли. Просто сдавать площади в аренду фрилансерам нам было неинтересно, а заниматься им как площадкой для обмена опытом и организации мероприятий не было времени. Живой атмосферы там, к сожалению, не возникло», — сетует Валерий. Ничем закончились и планы по открытию коворкинга в главном здании Технопарка новосибирского Академгородка. «Возможно, мы к этому еще вернемся», — добавляет Олеся.
Калькулятор
Выручка НКЦ складывается из арендной платы резидентов — 72 тыс. рублей в месяц, а также продажи мероприятий. Просчитать последнее крайне трудно, так как направление зависит от стоимости услуг конкретного бизнес-тренера, количества участников мероприятия, системы бонусов и скидок. К примеру, серия закрытых мастер-классов стоит в среднем три тысячи рублей с человека, тренинг — около восьми тысяч рублей, а коучинг — 10 тыс. рублей. Обязательные расходы НКЦ — аренда офиса (около 40 тыс. рублей в месяц). ФОТ не нормирован, вознаграждение полностью зависит от эффективности сотрудника коворкинга.
Планы
В ближайших планах Валерия и Олеси Черкасовых — расширение площадей НКЦ. Уже найдено помещение в 140 кв. метров, в которое, скорее всего, переедет коворкинг. «Все будет зависеть от того, насколько быстро мы сделаем там ремонт. В новом помещении предполагаются переговорные комнаты и зона отдыха с кухней. Думаем также создать отдельные комнаты для резидентов, штат которых растет», — делится планами Валерий. По его словам, заполнить новый офис резидентами проблем не составит, тем более что количество фрилансеров в городе растет. Стоимость проекта — около двух миллионов рублей.