Cтроя экологически благополучный дом, в котором разумно сочетаются комфорт и экономичность, вы делаете шаг на пути к уважительному и ответственному отношению к себе и к миру. Увлеченность собственным «домом мечты» год назад привела уфимского предпринимателя Альфреда Файзуллина, инженера по образованию, к созданию нового бизнеса — ООО «Зеленые дома». Личный проект оказался на пике спроса частного домостроения. 4 декабря в Москве на IV Всероссийском cъезде «Охраны окружающей среды» Альфред Файзуллин стал лауреатом первой национальной премии «Зеленое развитие» в номинации «Лучшая частная инициатива в “зеленых” технологиях» за комплексные инженерные решения, примененные в доме, и дальнейшее их продвижение в России. Построенный им дом вошел в реестр «зеленых» проектов 2012-го года Союза архитекторов России.
Японо-кировская версия
— Альфред Альбертович, вы видите перспективы развития рынка «зеленого» строительства частных домов в Башкортостане, в России?
— Конкурс, лауреатом которого я стал, показал, что в России эти технологии уже применяются, дома по ним строятся — было представлено более 60 проектов. «Зеленое» строительство очень перспективно, оно будет бурно расти в ближайшие годы.
— Как собирали команду для новой компании?
— При строительстве дома в Пантыково мне помогали друзья: кто строитель, кто инженер-электронщик. И специалисты, которые были необходимы. Такой компанией мы постоянно устраивали мозговые штурмы, пытаясь реализовать ту или другую технологию. Мы теперь одержимы экоидеей. Мой дом закончили — пошли заказы «и нам такой постройте», пришлось создавать компанию «Зеленые дома». У нас мощная команда, есть даже специалисты международного уровня — россияне, которые набрались опыта в Австралии и других странах
— Откуда возникла идея проекта?
— Отец был знатным плотником, строил деревянные дома, а мы, четверо братьев, помогали ему, с деревом мне нравилось работать с детства. Три года я назад приобрел участок, идея проекта «зеленого дома» пришла в пору обдумывания: какой именно дом строить. Хотел деревянный, который потребляет мало ресурсов, к тому же интерес к альтернативным источникам энергии у меня издавна, я по образованию инженер. Изучил различные материалы и решил: чем меньше теплопотерь, тем экономнее будет дом в эксплуатации. Поиск привел в Киров. Я применил качественно новый продукт отечественной разработки — пассивный профилированный клееный брус с утеплителем. Когда приехал к производителю, директору компании ЗАО «Green Wood House» Вадиму Лучникову, увидел, что он уже строит дома малого энергопотребления из этого материала. Пассивный дом меня поразил, как и то, что мы мыслили одинаково: что я в голове носил, Лучников уже внедрял. Основное внимание в пассивном доме уделяется теплоизоляции. Все работает на эту идею. Строительные материалы и технология сборки конструкции обеспечивают сохранение тепла. При изготовлении бруса используются хвойные породы древесины, специальный высокопрочный водостойкий клей и эффективный конструкционный утеплитель. Эффективность его по сравнению с обычным клееным цельным с точки зрения теплосбережения выше в десять раз, как и скорость строительства объектов за счет уменьшения веса конструкции. Так что из Кирова я вернулся, четко зная, что и как хочу строить.
— Вы могли построить просто деревянный дом. Зачем наворачивать столько технологий?
— До этого я дважды в Японии проходил стажировку по экологии после окончания президентской программы в Башкирской академии государственной службы — видел много новых технологий, в том числе энергосберегающих. Компания Panasoniс, например, показала дом, начиненный такими технологиями. Поэтому просто дом — мало.
Постоянно растут цены на энергоресурсы. У меня жена работала в ЖЭУ в расчетном отделе. И когда мы из Уфы приезжали к родителям, они показывали платежку за коммунальные услуги и просили помочь разобраться в растущих тарифах. Коммуналка россиян достала. Так что в голове у меня засела мысль построить экономный и автономный дом, не зависеть ни от кого.
Есть технологии, которые позволяют это сделать, нужно только учесть ряд параметров. Главное требование, от которого идут все остальные — термоустойчивость конструкции. Можно и в обычный дом установить тепловой насос. Но если дом сам по себе не теплый, придется тратить много электричества, и насос обойдется очень дорого. Если же мы построим правильно утепленный и расположенный по сторонам света хорошо освещенный дом, то энергозатраты действительно снизим. И тем меньшей мощности нам нужны те или иные инженерные установки. То есть технологии эффективно работают только в комплексе — это главное, что я уяснил.
Бесплатное тепло — дорогой насос
— Хорошо экономить с помощью энергосберегающих технологий, но сами по себе такие установки слишком дорого обходятся.
— Они себя окупят. Экономьте на другом. Тепловой насос обошелся мне в 424 тыс. рублей. Дорого. Но я выиграл на том, что купил голый участок 11 соток без коммуникаций за 490 тыс. рублей. Когда в поселке появились газ и электричество, стоимость участка взлетела более чем вдвое. И далее выиграю: насос потребляет электричества в 12 раз меньше, чем потреблял бы электрокотел.
— Где берет тепло насос?
— В каждом регионе есть свой слой замерзания почвы. У нас в республике ниже 1,8 метра почва даже зимой имеет плюсовые температуры. А на глубине 63 метра, по данным моих приборов, плюс семь. Тепловой насос забирает тепло земли, преобразует до плюс 60 градусов, которые мы отправляем на отопление дома и подготовку горячей воды. Этот принцип работы придуман еще в 1870 году.
— Вы первый в Башкортостане такую добычу тепла применили?
— Не знаю, но я точно первый применил комплекс решений. Помимо теплового насоса есть гелиоколлектор, использующий тепло солнца на подготовку горячей воды, идущей в том числе на отопление дома; система рекуперации воздуха, когда при вентиляции выходящий из дома воздух передает тепло входящему за счет теплообменников. В доме двухзонный климат-контроль. Мы можем регулировать воздухообмен в технической или жилой части. Так же у нас применены разные системы для воды: сбора дождевой, экономии проточной, очистки канализационной, которую можно использовать второй раз для технических нужд.
Сам процесс строительства дома не нанес ущерба природе, почве, потому что не применяли тяжелую технику. Все делалось вручную, быстро. Дом в феврале 2012 года поставили за 27 дней под утепленную крышу. Летом вели внутренние работы.
Дело выбора
— Какие проекты реализует компания?
— Мы беремся за весь процесс «зеленого» строительства под ключ: от проектирования, ведения всех расчетов, до установки инженерных систем и даже сертификации по международным и российским стандартам. Выполняем частные заказы. В этом году дожди шли с середины июля до поздней осени, мешали работать. Поэтому мы заложили два частных дома, но еще не закончили. Инженерные системы будем устанавливать на следующий год. Я ставлю цель построить под Уфой поселок на 20 домов по «зеленым стандартам». Землю под строительство нам выделил частный землевладелец. Начинаем переговоры с инвесторами. Найдем общий язык — будем строить как генподрядчики. Собственник земли проникся нашей идеей строительства экопоселка в 35 км от столицы республики.
— В какую сумму обошелся вам дом?
— Квадратный метр по 45 тыс. рублей, всего 178 метров.
— Со стороны он выглядит маленьким.
— Все так говорят, на самом деле дом очень большой, просторный. Есть второй этаж.
— В перспективе вы хотите снизить стоимость до 35 рублей метр. За счет чего?
— У меня установлено дорогое европейское оборудование. Но на рынке есть и российское, оно до 50% дешевле, плюс удешевление возможно за счет применения недорогих отделочных материалов: паркет, ламинат и линолеум имеют разные цены. Паркет в свою очередь бывает дорогой и дешевый, и так далее. Тепловые насосы есть китайские, российские, японские, американские, немецкие — есть более доступные и более дорогие.
— Но китайский быстро сломается.
— Нужно уметь правильно, профессионально выбирать технику. Китайцы многое делают очень хорошо. В той же Японии много китайских товаров очень качественных. Так что по цене выбор инженерных систем широк.
— Какова стоимость содержания дома?
— Отопление обходится в 1200 рублей в месяц. Хочу снизить до 500 — 700 рублей.
— Это фантастика. Как это сделать?
— Наблюдая за домом, я пришел к некоторым выводам: так, применив так называемый бойлер-гидроаккумулятор (который днем будет греться от солнца и теплового насоса, а в ночные часы, когда ниже тарифы, — с помощью электроэнергии), можно снизить плату за отопление. Я буду это делать и в своем доме, и в других проектах, если заказчики в этом заинтересованы. Разные технологии позволяют строить соответственно по разным ценовым категориям. Дом с такими технологиями, как в моем, можно строить при нижней границе цены от 30 тыс. рублей за квадратный метр.
Дания отдыхает
— Как реагируют в Башкортостане на ваш проект? Полагаю, каждый день экскурсии водите?
— Сейчас уже некогда, увлекся новым бизнесом. Первое время, действительно, по нескольку раз в день делегации приезжали из многих уголков России, даже иностранцы, особенно после участия в строительных выставках. Разработчик российских «зеленых стандартов» Александр Кожаринов дал проекту высокую оценку. Он много ездит по регионам, рассказывает о новых российских экостандартах. А когда побывал в доме, сказал: нужно не рассказывать, а просто всех водить в этот дом, где все, что необходимо по стандартам, применено.
— Вы не боитесь, что не придется пожить в доме мечты, он превратится в выставочный образец?
— Семья (жена, дочь и сын) там пока не живет — поселок в 22 километрах от центра Уфы, в пригороде, только строится, я построился одним из первых. Планируем переселиться весной..
— Семье нравится?
— Гордятся мной и домом.
— Кто интересуется проектом?
— Приезжают чаще люди, желающие построить свой дом, едут и просто любопытные, чиновники из министерства строительства, функционеры из партии «Единая Россия» — всех не перечислить. Интерес большой. Особенно у специалистов, которые разбираются в энергосбережении, экологии. Девелопер из Дании прилетал, он планирует строить такие дома и был глубоко удивлен, что такой дом уже стоит в Башкортостане. У него идея совместной работы.
Я написал в блог президенту Башкортостана приглашение посетить мой дом. Приезжали в начале года эксперты республиканского Госстроя, отчитались перед президентом: дом есть, технологии действительно современные, Госстрой заинтересован в применении нашего опыта. Экземпляр письма-отчета президенту направили мне.
Нам предложили стать представителями Кировского завода по продаже домокомплектов — это деревянные срубы домов.
— Везти из Кирова под Уфу домокомплект — не дорого ли?
— А что делать? Я хотел, чтобы дом был теплым и деревянным, нашел нужный материал только в Кирове: завод — патентообладатель.
— Насколько востребованы такие дома в Башкортостане? Видите ли вы нарастание спроса?
— Вижу. Потому что ресурсы дорожают. Весь мир уже так строит. А чем мы хуже? В России тоже запущена программа «Устойчивое развитие», разрабатывается дорожная карта «Зеленого строительства». Мы должны правильно идти вперед. «Зеленые» технологии очень правильные, человек должен жить в экологически чистых домах с минимальными затратами, это и экономически выгодно, и нет нагрузки на природу. Во многих развитых странах эти технологии обязательны. И в России в этом году с 1 марта принят «зеленый стандарт» строительства — экологичность, энергосбережение, комфорт проживания и минимальная нагрузка на природу. Пока добровольный. Пройдет несколько лет, станет обязательным.
Сэкономил — заработал
— Насколько снижены расходы на коммуналку?
— По электричеству на освещение — в 17 раз.
— По сравнению с чем?
— Со стандартными нормами для освещения помещений лампами накаливания и при этом платой за электроэнергию по тарифам: светодиодные потребляют электроэнергии в 13 раз меньше. За счет большой площади остекления сократил расход на освещение еще в четыре раза. Если для отопления дома ставить электрокотел, он потребит 21 — 23 кВт•час. Мой тепловой насос — 1,7 кВт. То есть в 12 раз я экономлю и при отоплении. И по газовому котлу я просчитывал, применение теплового насоса экономнее в два раза.
— Что еще экономите?
— Воду. В поселке централизованное водоснабжение, в доме стоят сенсорные смесители: руку поднес — вода бежит, убрал — перестала. Для внутридворовых нужд применяем как дождевую воду, так и очищенную канализационную. Этой водой можно поливать огород, мыть машины.
— Сенсорные датчики — гениально простой контроль расхода воды. Почему их мало применяют, как вы думаете?
— Просто об этом мало пишут, люди мало задумываются о таких вещах. Программы энергосбережения буквально заставляют устанавливать счетчики воды, газа, электроэнергии для того, чтобы потребители понимали: из кармана деньги утекают. Если бы люди установили смесители с сенсорным датчиком, энергосберегающие лампочки, газовый счетчик и время от времени анализировали бы затраты, искали, где можно сэкономить! Сэкономленные деньги — все равно что заработанные.
Вот японцы умеют экономить. Меня удивило, как они бережно подходят ко всему. Это страна, где нет полезных ископаемых, они вынуждены так себя вести.
— Кстати, другие островитяне, датчане, такие же.
— И неостровитяне — австрийцы, немцы. А мы не меняемся, расточительно относимся к ресурсам, за которые теперь приходится все больше платить.
— Вернемся к вашим инженерным системам — что еще удается экономить?
— Тепло у нас свое, газом не пользуемся. Воду в доме нагревают солнечные коллекторы. Не путайте с солнечными панелями, которые от солнца вырабатывают электричество. Сам коллектор российского производства, трубки китайские, бойлер немецкий — это емкость на 300 литров, где вода для внутреннего применения нагревается от солнца. Ею же можно дополнительно отапливаться. Есть планы поставить и солнечные батареи, которые будут вырабатывать электричество. Моя мечта — перевести дом на полностью автономный режим.
— А как очищаете использованную воду?
— Используется аэрационная система очистки сточных вод. Оборудование по итальянским технологиям производит завод в Самаре. Аэрация — это насыщение воды воздухом, кислородом. В системе зарождаются бактерии, которые все поедают, идет естественная очистка. Производители утверждают, что 98% примесей очищается. Очищенная вода выливается в дополнительный колодец, оттуда ее берут для вторичного применения. Внутри установки оседает ил — сапропель, который можно применять как удобрение на участке. Никакого вреда окружающей природе экодом не несет, вредных выбросов производит.
Не просто окна
— Почему вы деревянные окна заказали в Оренбурге, не в Уфе?
— Потому что наши окна непростые. Я давал разным изготовителям цифровые параметры по энергосбережению, каким нужно соответствовать. И только в Оренбурге мне доказали в процессе проектирования, что смогут сделать то, что нужно.
— В чем их необычность? Это ваша разработка?
— Это общие с производителем разработки, помимо параметров была предложена и некая технология изготовления, ноу-хау. Патента пока нет, но мы в постоянных поисках, будем для наших заказчиков устанавливать окна уже более совершенные.
У окна два спаренных стеклопакета, каждый имеет по две камеры, соединив стеклопакеты, мы получили пятикамерный оконный блок. Внутри окон применены современные энергосберегающие технологии. Стекла обладают особыми свойствами. Нет необходимости летом окно зашторивать — свет внутрь дома проходит, а тепло нет. А зимой стекла сохраняют тепло внутри дома, отражая его вовнутрь. Европейцы создали такое стекло совместно с японцами.
— Наивный вопрос: вы же не специалист по изготовлению окон. Как произошло рождение этого ноу-хау?
— Есть так называемые пассивные технологии. Исходя из тех знаний, которые я почерпнул о них в интернете по «пассив хауз», дому малого энергопотребления, я и ставил задачи производителям. То есть просто находил, изучал, сравнивал и использовал технологии, посещал выставки в Уфе, в Москве.
— Нарастили компетенцию…
— Возможно. Со мной часто созваниваются предприниматели из разных регионов, которые загорелись построить такие же дома, заняться масштабно этим бизнесом. Это один момент. Второй — недавно в Москве мы совместно со специалистами международного уровня проводили обучение энергоэффективным технологиям российских специалистов, и на примере моего дома в частности. Мы делимся знаниями с теми, кому это интересно, и готовы сотрудничать с различными регионами, ездить и обучать.
— Тогда скажите: воздух в доме откуда? Форточки же не открываются?
— А зачем? Система рекуперации постоянно очищает воздух входящий и передает ему тепло выходящего, и здесь мы тепло не выкидываем на улицу, за час обменивая 650 кубометров — весь воздух в доме. Нет необходимости открывать окна, запускать мух, комаров.
— Как вы свели к нулю пожароопасность деревянного дома?
— Во-первых, в доме нет открытого огня, во-вторых, нет горячих предметов, температура которых выше 60 градусов.
— А утюг?
— Ну разве что утюг с парогенератором. Плита электрическая индукционная, не имеет горячей поверхности. Электрические провода защищены. Использована разработка российских химиков: при замыкании, если происходит воспламенение в электророзетках, в распределительных коробках, огонь буквально в течение 10 —12 секунд тушится, это делает так называемая пирохимика. По статистике 80% пожаров в России происходит от электричества, 10% — от молний, остальное поджоги.
— Когда окупятся все расходы по дому?
— В 2010-м году, когда дом проектировался, расчеты показали, что по ценам на энергоносители того года затраты себя оправдают через 5 — 7 лет. Но установка теплового насоса оправдывалась в течение трех месяцев, потому как мы не платили за коммуникации, за газ. А все инженерные системы работают до 25 лет.