— Александр Владимирович, как оцениваете текущую ситуацию в строительной отрасли?
— На строительном рынке наметился спад. Со всей очевидностью можно говорить о начале экономического кризиса. Несколько факторов указывает на то, что на рынке жилья сейчас надувается экономический пузырь. Во-первых, продолжается рост цен на жилье при падении реальных доходов населения. Статистика показывает, что в осенние месяцы рост доходов населения остановился. Динамика составила всего 0,8 процента к аналогичному периоду прошлого года, притом что весной и осенью рост доходов населения в среднем превышал два процента. Во-вторых, мы фиксируем снижение в стоимостном выражении объемов строительных работ. По итогам октября этот показатель составил 98,1 процента, притом что с апреля и по сентябрь он был на уровне 105 процентов к аналогичному периоду 2012 года. В то же время по сдаче квадратных метров мы идем более чем достойно. По итогам 11 месяцев в Новосибирске сдано порядка 800 тысяч квадратных метров жилья, что на 34 процента больше, чем за тот же период в прошлом году. В области сдали 1,2 млн — рост 32,4 процента.
И третий показатель — рост доли ипотечных кредитов в общем объеме долгов населения. К 1 июля 2013 года в Новосибирской области выдано более 60 миллиардов ипотечных кредитов. Это соответствует без малого двум годовым бюджетам Новосибирска. В 2012 году ипотечные кредиты были выданы 18,8 тысячам человек рекордным объемом 26,8 миллиардов рублей. В этом году по данным на 1 сентября ипотечными заемщиками стали 14,2 тысячи человек, сумма — 21,1 миллиарда рублей. Доходы падают, но люди продолжают активно кредитоваться, притом что средневзвешенная ставка достигла 12,8 процента. Я уж не говорю о росте просроченных кредитов. Строители еще не ощутили всех прелестей надвигающегося кризиса, это произойдет в следующем году. Отрасль инерционна.
— Какие последствия кризиса вы видите для строителей?
— Сокращения объемов строительства крупными компаниями, уход с рынка мелких и средних игроков. Мы видим это на примере нашей саморегулируемой организации. Число организаций, входящих в СРО, неуклонно сокращается. Если в 2009 году членами СРО было 350 строительных компаний, то сегодня их 250. Думаю, спад на строительном рынке продлится два–три года.
— Получается, что кризис 2008–2009 года ни строителей, ни банки ничему не научил?
— Абсолютно ничему. Застройщики наступают на те же грабли. Серьезных выводов никто не сделал. Сфера строительства зависит от инвестиций. Нет роста доходов населения — нет инвестиций. Ни один нормальный инвестор не будет вкладывать в падающий рынок. Причем с 1 января 2014 года ситуация в строительной отрасли ужесточится. Вступает в силу федеральный закон «О страховании гражданской ответственности застройщиков перед дольщиками». А именно дольщики являются главной движущей силой строительства в регионе, примеры проектного финансирования в строительстве — единичны. Теперь застройщик, привлекающий финансовые ресурсы от населения по договору о долевом участии в строительстве, для того чтобы построить дом, обязан будет либо застраховать свою гражданскую ответственность перед дольщиками у страховых компаний либо получить соответствующую гарантию банка, своего рода поручительство. Ни одна страховая компания в Новосибирской области такой лицензии пока не имеет. Если же страховых и банковских гарантий нет, то Росреестр не имеет права регистрировать договоры о долевом участии в строительстве. В Москве создано «Общество взаимного страхования», которое за вступительный взнос в 500 тысяч рублей готово выдать соответствующий документ, позволяющий строить. Кроме этого, 214-ФЗ позволяет привлекать денежные средства от населения по жилищным сертификатам.
Еще один вариант — создание жилищно-строительных кооперативов (ЖСК). У нас есть застройщики, которые по ЖСК застраивают целые микрорайоны. Думаю, что вступление в силу нового закона очистит рынок от некоторого числа недобросовестных застройщиков. Так или иначе, придется договариваться с банками, страховыми компаниями, показывать залоги, доказывать свою состоятельность.
— Вы не раз поднимали проблему сокращения административных процедур в строительной отрасли. Ситуация меняется?
— Нет. Перед кем только не выступал. Бесполезно. А проблема очень острая. По градостроительному кодексу на пути строительства дома, от проекта до ввода в эксплуатацию, стоят 49 административных процедур. В Новосибирской области их 112. И число это не меняется. Очевидно, если хотя бы сократить количество процедур в два раза, скорость строительства и экономика предприятий была бы другой. Издержки бы сократились, ведь время — это деньги. Я не говорю о том, что цены на жилье стали бы ниже. Их определяет рынок. Но, то, что они не росли бы существующими темпами, это очевидно.
— СРО в строительстве существуют уже более четырех лет. Что удалось сделать за это время?
— С созданием СРО строители получили профессиональное сообщество, возможность обмениваться мнением по вопросам, которые их волнуют, получать необходимую информацию, повышать квалификацию специалистов. Мы можем донести свое мнение до мэра, губернатора, полпреда. Но многое и не удалось. К сожалению, СРО медленно, но верно превращаются в прообраз государственных лицензионных центров, от которых власть, создавая саморегулирование, хотела уйти. Функции СРО, по большому счету, сводятся лишь к одной задаче — выдаче свидетельств о допуске к выполнению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. СРО сталкиваются с теми же проблемами, которые были у лицензионных центров. Главное — это коммерциализация выдачи свидетельств о допуске для выполнения строительно-монтажных работ. Рынок завален предложениями о выдаче допуска к любому виду строительных работ за один день. Выдается масса «филькиных грамот». Эта проблема, которую пока не удается решить.