Компания MirLand Development одной из первых в Петербурге заявила о намерении построить не просто экологичный жилой дом, а целый экоквартал. Строительство первой очереди «Триумф Парка» начато два года назад, а этой осенью девелопер открыл продажи уже третьей очереди. О собственных принципах ведения бизнеса и о том, зачем в проекте нужна приставка «эко-», «Эксперт Северо-Запад» расспросил генерального директора MirLand Development Романа Розенталя.
– Как развивается проект? Насколько вы довольны результатами?
– Мы очень довольны. Не часто в жизни девелоперов складывается ситуация, когда ты даешь прогнозы на три года вперед – и все они практически день в день сбываются. Мы сказали: «Хотим в конце сентября открыть продажи второго пускового комплекса третьей очереди» – на самом деле открыли 2 октября. Это фантастика, что все получилось. Мы очень довольны темпами развития этого проекта.
– Вам повезло, потому что входили в проект в кризис, а выводили его на рынок уже позже – на подъеме?
– Да, Наполеон Бонапарт говорил: «Не давайте мне хороших генералов – давайте мне везучих генералов». Да, я считаю, что везение – это часть бизнеса.
– Стандартный цикл для петербургского рынка: года два-три идет подъем, потом – либо спад, либо плато. Сейчас, как вам кажется, рынок идет на спад?
– Полностью с вами согласен. Пока я вижу, что рынок продолжает расти, но в мире нет ничего, что продолжало бы расти бесконечно. Думаю, что в этот раз не будет спада, а будет плато. Когда оно придет – не знаю, пока я его не вижу.
– Вы же сказали, что хороший прогнозист.
– Я этого не говорил. Думаю, что спрогнозировать это не может никто. Если бы такие вещи прогнозировались, они бы не происходили, наверное. Но мне понятно, что это когда-то произойдет. И я надеюсь, что то развитие проекта, которое мы предполагаем, разбито по фазам, а также что та вариативность развития, гибкость, которую мы заложили в наши проекты, позволят с этим плато или даже спадом бороться. Наш следующий этап строительства – еще 1,4 тыс. квартир, но если мы увидим, что рынок идет не туда, куда шел, этап будет разбит на три или на четыре фазы.
– Когда вы планируете построить-продать эти 1,4 тыс. квартир? В течение двух лет?
– Нет, чуть больше – около 30 месяцев. Мы собираемся выйти на рынок со следующим этапом осенью 2014 года, сдать в эксплуатацию – во втором квартале 2016-го, на завершение уйдет еще порядка 30 месяцев.
Конкуренты не дремлют
– Когда вы выходили на петербургский рынок, вокруг пятна застройки было почти пусто, а сейчас вас поджимает ЛСР…
– Я бы не сказал, что поджимает. Она является одним из наших конкурентов. Мы видим в конкуренции стимул работать еще лучше. Спрос есть, но предложение сейчас больше, чем когда мы выходили на рынок. Но опять же подобные обстоятельства только заставляют нас лучше работать. Сказать, что мы не учитываем этот факт, ничего не чувствуем, – неправильно. У нас несколько разное позиционирование, разная ценовая политика. Мы позиционированы немножко по-разному. Цены у нас расходятся: у них – панельное строительство, у нас – кирпично-монолитное. Да, мы конкуренты на рынке, но эта конкуренция делает нас лучше. Мы чувствуем конкуренцию, но это не тот ее вид, который нас убивает. Если, например, на рынке города было бы еще шесть подобных проектов, то, возможно, последствия такой конкуренции и были бы для нас негативными. Может, мы чувствовали бы себя немного хуже. Мы стимулируем их быть лучше, они – нас. ЛСР – высокопрофессиональная уважаемая компания, и для нас интересно и почетно с ними конкурировать.
– Недавно у вас появился еще один конкурент – апарт-отель «Салют».
– В апарт-отелях мы не видим никакой конкуренции. Возможно, они оттягивают некое количество инвесторов, но для нас инвесторы – не приоритетная группа, мы строим среду обитания. И это могут оценить только люди, которые в ней живут. А инвесторы – это другая целевая аудитория, которая покупает и продает. Они на этом зарабатывают. Среди наших покупателей есть некая доля инвесторов, но она крайне невелика.
– Примерно оценить можете?
– Тяжело оценить. Мы считаем, что не больше 10-15%, хотя обычно на рынке доля может доходить до 50%. Мы видим, что количество переуступок в первой очереди, куда люди уже вселяются, не доходит даже до 10%. Отсюда и эти цифры: ведь покупатель не приходит с табличкой «Я – инвестор», мы можем его вычислить только по косвенным признакам.
– По сравнению с другими проектами вы выходите с более высокой ценой. Петербургский рынок – это рынок, где цена часто имеет решающее значение. Сейчас ценовой критерий в приоритетах покупателя снижается или остается прежним?
– Это математика, это правда. Всегда легче продать машину за 1 тыс. рублей, чем за 1 млн долларов. Цена – это очень важный фактор. По моему мнению, человек, который покупает квартиру, принимает самое важное финансовое решение в своей жизни. Та вилка, которая есть между нашей ценой и ценой наших конкурентов, – выше или ниже – не такая большая, чтобы покупатель предпочел наших конкурентов. И объяснение этому очень простое: при условии что у нас очень качественный продукт, он дороже не существенно, и рынок оценил это соответствие. Дороже или дешевле, чем у других, – относительное понятие, включая сроки и смотря в какой момент.
«Зеленые» дома
– Насколько сейчас значим экодевелопмент? Есть ли у покупателей понимание преимущества составляющей «эко-»?
– В моем понимании – намного больше, чем можно предположить, чем кто-либо из вас думает, и намного меньше, чем должно бы. «Эко-» становится для людей все более важным фактором. «Зеленый» проект говорит не только о том, что здесь качественные очистные сооружения, – он говорит обо всем, о стиле работы в целом.
Экологичность проекта – это очень важное и правильное направление развития девелопмента. Не навредить состоянию планеты – часть нашей миссии, но только часть. Самая важная наша цель как девелопера – ориентация на клиента. Сертификат BREEAM, который есть у нашего проекта, сигнализирует покупателям, что дом максимально приспособлен для жизни и обеспечивает своим обитателям принципиально новый уровень комфорта. Экодом проектируется с учетом географической специфики региона: в жарком климате – скрывает от солнца, а в регионе с недостатком солнца – «ловит» его. Здание возводится из экологически чистых материалов, не наносит урон здоровью и окружающей среде. Такой дом не расходует энергию на обогрев улицы, при его строительстве применяются современные энергосберегающие технологии, которые сокращают теплопотери дома на 20-25%. Соответственно, текущие расходы владельца квартиры снижаются в той же пропорции.
Если говорить о жилом комплексе, соответствующем стандартам BREEAM, то в нем создается среда, ориентированная прежде всего на человека. Это и разделенные пешеходные и автомобильные зоны, и места для велосипедов и прогулок с детьми, и свободные от курения подъезды, и т.д.
– Планируете ли еще проекты в Петербурге?
– Да, но очень тяжело подобрать подходящий участок под застройку. Количество участков, которые нам предлагают, немалое, но, к сожалению, большинство из них на данный момент не соответствуют параметрам, которые нами озвучены: спальный район в черте города размером как минимум 150 тыс. кв. м. Пока площадка не найдена, но мы ведем переговоры. О наших предпочтениях: конечно, мы больше всего любим Московский район, но готовы проверить и оценить любой спальный район города, потому что видим в Санкт-Петербурге большую перспективу развития именно спальных районов, будь то юг, север, запад и даже восток города.
Санкт-Петербург
СПРАВКА
Корпорация развития MirLand – международная компания, инвестиционная группа, созданная в 2004 году. Основной акционер – Fishman Group. Стоимость активов – 773,2 млн долларов. Выручка по результатам 2012 года – 59 млн. На территории России компания реализует 14 проектов строительства жилой и коммерческой недвижимости общей площадью (в продаже и аренде) свыше 1,3 млн кв. м.