– Современную картину в сфере коммерческой недвижимости я бы описал двумя словами: поиск баланса.
С одной стороны, доля офисов, которые претендуют на современный уровень комфорта, постоянно растет. С другой стороны, нестабильное состояние экономики заставляет бизнес стремиться к снижению лишних затрат.
Однако в результате поиска сбалансированного решения все больше проявляется серийный подход к объектам. Сегодня 95% бизнес-центров – это типовой архитектурно-инженерный набор, где качественные изменения незначительны.
Несколько лет назад под качеством понимали модные «зеленые» технологии, а экологические сертификаты девелоперы использовали как кирпичик в маркетинге своих объектов. Нельзя забывать, что, в отличие от России, «зеленое» строительство на Западе является не частью рекламной кампании, а частью правил рыночной игры, на которую завязаны нормы проектирования.
Для российского рынка наиболее рациональным и эффективным решением может стать комплексный инженерный подход, при котором внутренние системы будут способны подстраиваться под индивидуальные потребности обитателей офисов, тем самым создавая условия для повышения производительности труда. При оптимальном сочетании микроклиматических условий общие и локальные дискомфортные ощущения будут отсутствовать более чем у 80% людей, находящихся в помещении. Это окажет положительное психофизиологическое воздействие, снизит утомляемость, позволит сохранить высокую работоспособность. Современное разнообразие технических средств позволяет варьировать показатели микроклимата – от минимально необходимых улучшений исходных данных до максимально возможных. Но главным критерием является возможность индивидуального регулирования параметров температуры, влажности, воздухообмена и освещения.
По самым скромным оценкам, при усовершенствовании системы вентиляции рост производительности труда составит около 6%. Учет же совокупности всех показателей микроклимата обеспечит рост до 20%.
Потенциально рынок таких решений – большой и интересный. Но спрос на них еще не сформировался, поскольку не сформировался основной посыл: комфорт на рабочем месте нужен не только конкретному человеку – работнику, он помогает арендатору заработать. Осталось только внедрить в его голову мысль о возможности сменить парадигму и начать искать баланс не между требованиями к уровню комфорта здания и экономической ситуацией, а между требованиями к уровню комфорта сотрудников и экономикой собственной компании.