Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Остановить конвейер


— В 60 — 80-е годы XX века главной мировой тенденцией было превращение школы в завод по производству граждан. Это определяло выбор проектировочных решений. Образовательные учреждения строились по принципу «одно помещение — одна функция», классы связывала коридорная система. Ребенок, множество раз перемещаясь по заданной программно-технологической цепочке, должен был выйти из школы готовым к труду человеком.

Но с конца 80-х в городской экономике все сильнее звучат постиндустриальные тренды. Трансформируется и школа. Во-первых, помещения в ней становятся полифункциональными, а их пространство — гибким (например, за счет мобильных перегородок появляется возможность приспосабливать классы под требования образовательного процесса).

Во-вторых, «сердце» перемещается из кабинета директора в главный атриум или во двор. Здесь могут располагаться столовая, библиотека, актовый зал (в Дании, например, на школьной площади можно организовать амфитеатр). В-третьих, функционально пустые рекреации замещаются осмысленными общественными пространствами, которые можно использовать в образовательных и развлекательных целях (в некоторых европейских школах в холлах устанавливают батуты или скалодромы). 

В-четвертых, школа становится более открытой, из исключительно образовательного учреждения она превращается в центр локального сообщества. Люди могут прийти в нее, чтобы позаниматься спортом, художественной самодеятельностью, перекусить, провести свободное время. Наконец, последний аспект — классно-урочная система заменяется индивидуальными занятиями. В Копенгагене, например, еще в 2002 году открылась школа без классных комнат. Тогда министр образования Дании заметил: здесь каждый ребенок сможет учиться в своем темпе в открытом пространстве.

В России устаревшая система СНиПов, СанПинов приводит к нерациональному использованию ресурсов площадей. В нормировании действует советский приоритет общественного над частным. В Москве, например, минимальная жилая площадь, предназначенная для ребенка, составляет 10 кв. метров. А в новых школах на учащегося должно приходиться 17,3 квадрата (стоимость строительства кв. метра — около 2 тыс. долларов, эксплуатации — около 2 долларов в месяц). В образовательном учреждении дети проводят всего 37 часов в неделю. Диспропорция очевидна. 

Остановить конвейер
Центральный холл школы на 1200 учащихся в датском Фредериксхавне

Российские стандарты предполагают расчет площади помещений исходя из количества классов. Но есть более прогрессивный способ — индекс эффективности использования пространства. Это отношение количества часов по предмету ко времени доступности помещений в неделю.

Подытожим. Я вижу восемь векторов, которые нужно учитывать при проектировании новых школ, — индивидуализация, гибкость пространства, компьютеризация, «деиндустриализация» образования, диверсификация социума (когда ребенок имеет возможность проявить свои таланты не только в учебе, но и в спорте, творчестве, самоуправлении), организация домашней атмосферы, полифункциональность и инклюзивность.

График Нагрузка на пространства в российских школах не сбалансирована. Одни часто пустуют, другие – не могут вместить всех желающих