— В 60 — 80-е годы XX века главной мировой тенденцией было превращение школы в завод по производству граждан. Это определяло выбор проектировочных решений. Образовательные учреждения строились по принципу «одно помещение — одна функция», классы связывала коридорная система. Ребенок, множество раз перемещаясь по заданной программно-технологической цепочке, должен был выйти из школы готовым к труду человеком.
Но с конца 80-х в городской экономике все сильнее звучат постиндустриальные тренды. Трансформируется и школа. Во-первых, помещения в ней становятся полифункциональными, а их пространство — гибким (например, за счет мобильных перегородок появляется возможность приспосабливать классы под требования образовательного процесса).
Во-вторых, «сердце» перемещается из кабинета директора в главный атриум или во двор. Здесь могут располагаться столовая, библиотека, актовый зал (в Дании, например, на школьной площади можно организовать амфитеатр). В-третьих, функционально пустые рекреации замещаются осмысленными общественными пространствами, которые можно использовать в образовательных и развлекательных целях (в некоторых европейских школах в холлах устанавливают батуты или скалодромы).
В-четвертых, школа становится более открытой, из исключительно образовательного учреждения она превращается в центр локального сообщества. Люди могут прийти в нее, чтобы позаниматься спортом, художественной самодеятельностью, перекусить, провести свободное время. Наконец, последний аспект — классно-урочная система заменяется индивидуальными занятиями. В Копенгагене, например, еще в 2002 году открылась школа без классных комнат. Тогда министр образования Дании заметил: здесь каждый ребенок сможет учиться в своем темпе в открытом пространстве.
В России устаревшая система СНиПов, СанПинов приводит к нерациональному использованию ресурсов площадей. В нормировании действует советский приоритет общественного над частным. В Москве, например, минимальная жилая площадь, предназначенная для ребенка, составляет 10 кв. метров. А в новых школах на учащегося должно приходиться 17,3 квадрата (стоимость строительства кв. метра — около 2 тыс. долларов, эксплуатации — около 2 долларов в месяц). В образовательном учреждении дети проводят всего 37 часов в неделю. Диспропорция очевидна.
Российские стандарты предполагают расчет площади помещений исходя из количества классов. Но есть более прогрессивный способ — индекс эффективности использования пространства. Это отношение количества часов по предмету ко времени доступности помещений в неделю.
Подытожим. Я вижу восемь векторов, которые нужно учитывать при проектировании новых школ, — индивидуализация, гибкость пространства, компьютеризация, «деиндустриализация» образования, диверсификация социума (когда ребенок имеет возможность проявить свои таланты не только в учебе, но и в спорте, творчестве, самоуправлении), организация домашней атмосферы, полифункциональность и инклюзивность.
График Нагрузка на пространства в российских школах не сбалансирована. Одни часто пустуют, другие – не могут вместить всех желающих