— Общественные пространства в любом среднестатистическом городе занимают больше половины территории. Возьмем, например, Берлин. Строения — это 54% его площади, вычтем террасы, патио сады и увидим, что частными объектами занято всего 39% немецкой столицы.
В сфере формирования общественных пространств нет правил, есть только принципы. Всего их восемь. Первый — внимание к контексту. Публичные места должны быть четко увязаны с архитектурой и историей города или района, транслировать их дух, подчеркивать индивидуальность и своеобразие. Бульвар, сквер, площадь нельзя скопировать.
Второй принцип — коммуникация с горожанами. Они знают множество историй, анекдотов, рассказов, посвященных месту, в котором живут. Если пространство будет противоречить чувствам людей, успешным оно не станет. Третий принцип — программирование и планирование. Важно продумать, а по какой причине человек придет на эту площадь или в этот сквер, что они смогут ему дать. Проект должен генерировать трафик и, в конечном счете, прибыль. Иначе его не удастся поддерживать в хорошем состоянии. Почему-то считается, что вложения в общественные пространства — это затраты, а не инвестиции. На мой взгляд, это совершенно неверный подход. Мы всегда уделяем большое внимание экономической составляющей.
Четвертый принцип — устойчивость (на данный момент это лучший перевод слова sustainability. — Ред.). Ее нужно рассматривать в трех аспектах — экономическом (о нем я уже говорил), экологическом (место не должно оказывать негативного влияния на окружающую среду) и социальном (диверсифицированная целевая аудитория пространства).
Пятый принцип — баланс рационального и иррационального. Общественное пространство должно быть грамотно организовано и одновременно вызывать положительные эмоции. Креативные, нестандартные решения — один из обязательных элементов проекта. Дизайн — не наука в полном смысле этого слова, это вдохновение, мысли, пот, слезы и кровь архитектора.
Шестой принцип — организация потоков. Вы должны четко понимать, как люди будут передвигаться внутри общественного пространства, направлять их, регулировать трафик. Седьмой принцип — исполнение. Проект должен постоянно контролироваться — от идеи до самой последней детали. Мы с ума сходим от мелочей, что часто вызывает отторжение у строительных подрядчиков.
Наконец, восьмой принцип — мобилизация и координация. При формировании общественного пространства важен только конечный результат. Дизайнер должен дирижировать процессом так, чтобы все политики, заказчики, подрядчики, горожане, поверили в проект, ощутили причастность к нему. Это означает много разговоров, смеха, слез и пива.