Из окон здания правительства Московской области хорошо виден новый микрорайон Красногорска Павшинская Пойма. Это бетонные джунгли из хаотически натыканных домов-пластин высотой более 24 этажей. Жители этого уже заселенного микрорайона на 30 тыс. человек иногда называют его ночлежкой, для нормальной жизни здесь нет слишком многого: парковок, школ, детсадов, поликлиники, зелени, продуманных общественных пространств, нормального благоустройства. Из Павшинской Поймы не выехать ни на электричке, ни на метро — только автомобилем. Советские панельные микрорайоны по сравнению с Павшинской Поймой выглядят образцом гуманизма.
В этом году Павшинская Пойма была признана экспертами и подмосковными чиновниками самым уродливым объектом жилищного строительства в области. Но такое внимание к микрорайону вызвано лишь тем, что он построен прямо под носом у правительства и выглядит живым укором чиновникам. На самом деле таких объектов много, они являются следствием хаотической градостроительной политики Московской области последних двадцати лет. Спрос на квартиры вызвал строительный бум, который власти не смогли направить в позитивное русло, в результате резко ухудшились транспортная ситуация и качество жизни в регионе.
Парадоксально, но бюджет Московской области получил от этого строительного бума ничтожно мало. Многие девелоперские и строительные компании были зарегистрированы в столице и других регионах, там они и платили налоги с подмосковных проектов. Жильцы новостроек пользуются социальными и коммунальными услугами в области, но при этом часто работают в Москве, где и платят подоходный налог. Это еще сильнее разбалансирует ситуацию.
Реформы в градостроительной сфере Подмосковья начал в 2012 году Сергей Шойгу и подхватил нынешний губернатор Андрей Воробьев. 2000-е годы, когда шла интенсивная застройка без каких-либо правил, оставили властям непростое наследство. Большинство земель находится в частной собственности, их владельцы рассчитывают застроить принадлежащие им поля. Уже утверждены проекты планировок на 140 млн кв. м нового жилья (для сравнения: площадь существующих жилых строений в Москве 215 млн кв. м). Давление со стороны землевладельцев и девелоперов очень сильное, и остановить маховик массового строительства крайне сложно.
Администрация Воробьева за два года произвела массу изменений, чтобы навести порядок в строительстве. Подходы, инструменты реализации строительной политики, в том числе кадры, часто заимствуются у Москвы. Но в отличие от московского мэра Сергея Собянина Воробьев не захотел или не смог остановить вал массового строительства. В 2013 году в области было построено 6,8 млн кв. м жилья — в два с лишним раза больше, чем в Москве. В новой политике акцент сделан на оцивилизовывание стройки при сохранении высоких объемов ввода жилья.
Система Воробьева
Можно говорить о целом комплексе реформ губернатора Воробьева в градостроительной сфере, попробуем их описать. Первое — централизация управления. Область последовательно забирает полномочия