За последние два года на столичном рынке массового жилья резко усилилась конкуренция. Это принципиально новая ситуация: предыдущие два десятка лет были временем дефицита, когда продавались практически любые новостройки. Теперь же девелоперы вынуждены совершенствовать продукт, чтобы бороться за покупателя.
Для описания поворота к покупателю и ставки на качество новостроек уже начинают использовать новый термин — «продуктовый переход». «В Москве лидеры рынка массового жилья уже совершили продуктовый переход, — говорит директор по стратегическому развитию ФСК “Лидер” Павел Брызгалов. — Эти застройщики ушли от тиражирования жилья советского типа. Их жилые комплексы имеют много новых качеств — от концепции “двор без машин” до новых планировок квартир. Большинство новинок были подсмотрены в Европе и сначала применены девелоперами элитного жилья и жилья бизнес-класса, а сейчас произошла их инфильтрация в массовый сегмент». Вслед за лидерами встроиться в продуктовый переход сейчас пытается и значительная часть застройщиков средней руки — строительство жилья старого типа постепенно становится анахронизмом.
Уже несколько лет руководители столичных девелоперских компаний в частных разговорах отмечают, что подробно изучают опыт уральско-сибирского девелопера «Брусника». То, что одним из лидеров продуктового перехода неожиданно оказалась региональная компания, в основном строящая в Тюмени, Екатеринбурге и Новосибирске, весьма неожиданно. Обычно инновации в России идут из центра на периферию, но в данном случае смело экспериментирующий региональный застройщик оказался впереди Москвы. Как же «Брусника» смогла этого добиться и в чем особенность ее продукта?
Найти свою нишу
История «Брусники», если не вдаваться в подробности, выглядит почти непрерывным процессом экспансии. В 2004 году компания, будучи частью холдинга «Партнер», стала строить жилье в Тюмени. В 2010 году «Брусника» начала возводить в городе микрорайон «Европейский» — проект, предусматривающий комплексное освоение территории, — а через год был куплен крупнейший и старейший застройщик Новосибирска «Сибакадемстрой». В 2013 годах «Брусника» начинает экспансию на рынок Екатеринбурга, закладывает дома в Сургуте и Ставрополе. Год назад появляется первый проект в Московской области. По итогам первой половины 2017 года «Брусника» стала 10-й девелоперской компанией в стране по вводу жилья.
Однако определил путь компании 2009 год, который выдался крайне тяжелым для «Брусники». Во время острого кризиса на рынке недвижимости материнский холдинг вышел из состава акционеров, а компания осталась под контролем ее директора Алексея Круковского. Предстояло не просто выжить в трудные времена, но и найти свою нишу на рынке.
«У “Брусники” не было никаких конкурентных преимущества перед другими застройщиками. К этапу приватизации панельных заводов или получения дешевых земельных участков в центре города компания опоздала. Льготных банковских кредитных линий не было. Предстояло либо найти свою стратегию, продукт и рыно