Мы продолжаем исследование рынков недвижимости российских городов — центров миграционного притяжения. Первое было посвящено лидеру рейтинга — Сочи, население которого ежегодно растет на 12,5%, а цены на жилье за последние шесть лет увеличились на 430%. А в этой статье речь пойдет о Краснодаре.
Краснодар растет почти такими же темпами как Сочи (8,4% в год), здесь тоже огромный спрос на недвижимость, но цены не растут вовсе. Как стоил квадратный метр в среднем 45 тыс. рублей десять лет назад, так и стоит по сей день. Такой вот рыночный парадокс. Наряду с благоприятными климатическими условиями доступное жилье стало серьезным фактором привлекательности Краснодара для переселенцев. При этом в отличие от олимпийского Сочи крупных инвестиций в инфраструктуру у столицы Кубани сделано не было, а застройка велась без какого-либо генерального плана. В итоге городская среда, не успевая за ростом населения и жилого фонда, деградировала настолько, что Краснодар вышел на первое место и в России, и в Европе по автомобильным пробкам, возглавил всероссийский рейтинг дефицита школ и детских садов и стал лидером по количеству недостроев и обманутых дольщиков. И если с проблемой неразберихи в строительстве команда нового мэра начала справляться самостоятельно (только в этом году достроены и введены в эксплуатацию 49 «проблемных» многоквартирных домов), то с дорожной и социальной инфраструктурой разобраться без серьезной помощи федерального центра невозможно.
Абсолютный лидер по вводу
Краснодар начал расти значительно раньше Сочи — с 2001 года, не останавливаясь даже в кризис. Вот данные, полученные в УВД по городу: 2010 год — 745 тыс. человек; 2011-й — 873 тыс. (+17,8%); 2012-й — 911 тыс. (+4,9%); 2013-й — 1 млн (+10,77%); 2014-й — 951 тыс. (−5,75%); 2015-й — 1,1 млн (+14,9%); 2016-й — 1,2 млн (+12,3%); 2017-й — 1,3 млн (+7,37%), 2018 год — 1,4 млн человек (+6,3%). За девять лет средний рост населения — 8,4%. Показательно, что рост населения в Краснодаре обеспечивается не только миграцией, но, хоть и в небольшой степени, естественным демографическим приростом: с 2009 года количество родившихся стабильно превышает количество умерших на 300–1100 человек. Справиться с таким ростом городу физически невозможно без серьезных инвестиций в инфраструктуру, которых ни в региональном, ни в городском бюджете нет. В итоге городская среда здесь катастрофически деградировала. Обозначения классов в школах уже заканчиваются на символичную букву «ж», а со следующего года вводятся «з» и «и». Дети учатся в две смены. Детские сады переполнены — по сорок человек в группе, а очереди рассчитаны на годы. Очереди в поликлиниках просто чудовищные. В поликлинику № 2 нам даже не удалось зайти — очередь из мамочек с колясками простиралась далеко за пределы входных дверей. Состоятельные горожане отдают своих чад в дорогие частные садики (частные дешевые тоже недоступны) и наблюдаются в элитных частных клиниках, которых развелось очень много. Однако самое ужасное здесь пробки на дорогах, по которы