Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Квартал раздора


Идея регенерации городского пространства, которое сначала носило технологическое название «130-ый квартал», а потом было переиначено в «Иркутскую слободу», возникла почти случайно. Когда обсуждалась церемония открытия нового моста через Ангару, бывший тогда губернатором Иркутской области Дмитрий Мезенцев обнаружил, что подходы к мосту окружают деревянные трущобы, выглядящие очень нелицеприятно. Так это было или нет, но мысль о том, что площади в центре города можно использовать эффективнее, действительно первой пришла именно Мезенцеву, который в начале ноября 2010 года поручил «Иркутскгражданпроекту» разработать проект планировки, представленый позже общественности как подарок от губернатора горожанам к 350-летию Иркутска.

Группа иркутских архитекторов за полгода подготовила проект, в котором сохраненный колорит деревянной застройки использовался для создания обширного общественного пространства. То, что это был радикальный прорыв в области отечественного градостроения, подтвердило жюри высшей национальной архитектурной награды — «130-й квартал» получил гран-при «Хрустальный Дедал» Союза архитекторов России (см. «Сколько денег — столько песен» в «Эксперте-Сибирь» № 35 за 2011 год).

Бизнесмен архитектору не товарищ?

В канун юбилея, когда жестко ставились сроки, а исполнение контролировалось на заседаниях областного градостроительного совета лично губернатором, оператор проекта — фонд «Иркутская слобода» и управляющая компания «130-й квартал» стремились любыми способами завести на объекты инвесторов. И если «регенерированные» деревянные особняки быстро нашли владельцев, то наиболее дорогой объект — подземный торговый центр, здание которого должно было объединить многоуровневое пространство квартала в единый комплекс, — долго оставался без хозяина. Его «изюминкой» была эксплуатируемая кровля и расположенный на ней амфитеатр на две тысячи мест, который должен был органично связать площадь перед Музыкальным театром с главным променадом квартала.

Наконец, девелопер был найден: ООО «КрайсНефть», крупный игрок на региональном рынке нефтепродуктов, который привлек в качестве брокера холдинговую компанию «АйБи Групп» из Санкт-Петербурга, имеющую большой опыт строительства и коммерциализации объектов недвижимости. Эксперты «АйБи Групп», рассмотрев проект здания с точки зрения размещения в нем торгового центра, потребовали внести в него изменения: увеличить высоту потолков, а значит, и общую высоту здания, оформить аванкрыльцо на главном входе, а главное — отказаться от амфитеатра, который «зарезал» площадь третьего и четвертого уровней торгового центра, на которых, по концепции «АйБи Групп», должны были располагаться fashion-галерея федеральных сетевых магазинов, детский развлекательно-обра­зователь­ный центр и фудкорт. Питерцам удалось убедить девелопера в том, что в Иркутске вообще не нужен открытый амфитеатр — даже в Сочи такое здание по климатическим условиям используется два месяца в году, что уж говорить о восточносибирском мегаполисе. В результате в 2010 году проект торгового центра был передан из «Иркутскгражданпроекта» в архитектурное бюро «СТБ проект» (возглавляет Андрей Белопольский), где его быстро переделали по новым требованиям.

Пространство без общественности

Возвести весь комплекс к юбилею Иркутска не успели. К моменту перерезания ленточки в сентябре 2011 года были готовы только несколько зданий, расположенных вдоль главного променада. Тем не менее за прошедший год «Иркутская слобода» почти достроилась: здесь открылся десяток торговых точек, баров и ресторанов, стало людно и временами пьяно. И сейчас это, без сомнения, одно из самых посещаемых мест Иркутска.

Заканчивается и возведение торгового центра, который должен быть сдан в эксплуатацию 1 декабря 2012 года. Однако разработчики уверены, что это здание будет иметь мало общего с первоначальным проектом. «В феврале 2012 года на градостроительный совет был вынесен проект торгового центра и мы были вынуждены высказать свое мнение, что он не соответствует концепции, которая была публично многократно представлена», — говорит вице-президент Союза архитекторов России Елена Григорьева. На месте, где была площадь, появился двухэтажный объем, отсутствует не только амфитеатр, но и нарушен террасный принцип проектирования, изменилось направление лестницы, у которой появился больший, чем задумывалось, перепад. По иному организована и безбарьерная среда: в проекте был предусмотрен общедоступный лифт, который связывает разные уровни пространства, а теперь люди с колясками сначала вынуждены войти в магазин, чтобы воспользоваться лифтами в торговом центре. «Нас пригласили принять участие в согласительной группе, — говорит Елена Григорьева, — но мы сразу сказали, что если этот объем будет размещаться в центре площади, то мы ничего сделать не сможем. Тем не менее в начале марта 2012 года был выполнен еще один согласительный вариант проекта, в котором конструкции возвращался террасный принцип объемов». Но летом разработчиков идеи обществен­но-городского пространства ждало разочарование. «По объемам строительных работ, которые ведутся на площадке, стало ясно, что в итоге проектировщик не стал вносить изменения и коррективы и возводится тот проект, который был еще до согласительного варианта», — сетует Григорьева.

Директор фонда «Иркутская слобода» Игорь Потемкин с такой точкой зрения категорически не согласен: «Проект официально рассматривался на заседаниях Градостроительного совета, на одном из которых было принято решение о внесении изменений. Доработки были выполнены и согласованы авторами. Это не новый проект. Вся подземная часть построена так, как было задумано изначально. Амфитеатр же заменили открытыми террасами с газонами и деревьями на разных ярусах, которые вначале предполагались под амфи­театром». Он не считает, что изменения ухудшили проект, напротив: «Теперь здесь будет больше закрытых площадок, их можно использовать в любое время года. Изменения проекта позволили расширить и проходы внутри комплекса, создать просторную атриумную зону с круглогодичным фонтаном на первом ярусе. Завершением атриума будет большая стеклянная пирамида. Важно отметить, что весь комплекс возводится на частные средства, но инвестор, понимая всю необходимость присутствия здесь публичного пространства, строит площадь для проведения массовых городских мероприятий, большую по размеру, чем предусматривалось первоначальным проектом».

Минуй нас пуще всех печалей…

Дирекции фонда «Иркутская слобода» можно только посочувствовать. После того как Дмитрий Мезенцев покинул Иркутскую область, квартал  —  его главное детище на посту губернатора — сразу превратился в объект для критики. Масла в огонь подлил и новый глава Иркутской области Сергей Ерощенко, который в июле заявил, что областное правительство области больше не имеет никакого отношения к достройке «слободы»: «Нужно с этой темой покончить, нельзя строить дачный поселок в центре города. Построили мост странного вида от Музыкального театра, теперь возводится огромный торговый комплекс, там все не вписывается в исторический облик. Достройка данного квартала — это уже забота не губернатора, а коммерсантов, которые там реализуют свои проекты».

Очередным скандалом вокруг «Иркутской слободы» обернулось и обращение Иркутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, которое выступило против решения городской Думы разместить на территории квартала скульптуры бабра — мифического животного, изображенного на гербе Иркутска. ВООПиК объясняет свои претензии тем, что в той части «130-го квартала» когда-то было старинное лютеранское кладбище, на котором захоронен первый губернатор Иркутской губернии Карл фон Фрауендорф. Председатель ИРО ВООПиК Владимир Китаев собирается направить письмо мэру города Виктору Кондрашову о необходимости организовать исследование аппаратными методами территории бывшего кладбища, чтобы определить расположение могилы первого губернатора и заказать проект целостного архитектурно-декоративного обустройства «Стрелки 130-ого квартала». Как именно Китаев намерен отличить могилу губернатора, покинувшего сей мир в далеком 1767 году, от захоронений остальных лютеран, пока неясно. Зато очевидно, что соседство с мемориальной могилой «Иркутскую слободу» вряд ли обрадует.

Тем не менее в фонде максимально корректны: «Фонд «Иркутская слобода» не имеет отношения к заявлению ВООПиК, — заявила PR-директор фонда «Иркутская слобода» Татьяна Сердобинцева. — Территория, которую ИРО ВООПиК называют «Стрелкой 130-квартала», в число объектов «Иркутской слободы» не входит, решение по ее обустройству в полномочиях муниципалитета». В Думе Иркутска отреагировали на демарш общества охраны памятников с недоумением. По мнению спикера городского парламента Андрея Лабыгина, бабр не может оскорбить память первого губернатора: «Бабр — это символ города. Думой Иркутска определено место для размещения этой скульптуры. В городе к юбилейным датам, связанным с 350-летием города и 75-летием области, за счет средств бюджета должны быть установлены две скульптуры — это памятник Юрию Абрамовичу Ножикову и символу города — бабру, установить который нам обещали до 1 октября». Памятник Ножикову, кстати, уже открыли, бабру  —  на очереди.