Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

7 вопросов Михаилу Майзульсу, историку-медиевисту


1. Как бы вы описали главную тему и идею книги?

В «Страдающем Средневековье» нет сверхидеи, но есть сквозная тема — мы хотели показать, насколько христианская иконография была многолика, изменчива и изобретательна. Насколько сильно меняются от эпохи к эпохе представления о том, что допустимо, а что недопустимо в обращении с сакральными символами. И как в Средние века священное часто смыкалось со смешным, телесным и монструозным. 

Эта ситуация начала меняться только в XVI-XVII веках, когда в условиях противостояния с протестантами и постепенной секуляризации культуры католическая церковь, теряя привычную для нее монополию на истину, попыталась установить более жесткий контроль над церковными образами и гораздо более четко, чем в Средневековье, отделить священное от мирского и низменного. Наша книга – о сдвиге границ дозволенного.

2. Чего мы чаще всего не понимаем в Средневековье?

Обычно на этот вопрос историки принимаются опровергать «черный миф» о Средневековье как об эпохе культурного упадка, политического беспорядка и научного безвременья. Но я хочу сказать о другом — об условности исторических этикеток, вроде самого понятия «Средневековье». Трудно объять одним словом тысячу лет, от варварских королевств на обломках римского мира до Реформации. Важно помнить, насколько мир, который мы описываем с помощью таких категорий, был разнообразен и изменчив. Если говорить об искусстве, то достаточно сравнить, например, раннесредневековые испанские Апокалипсисы, с их контрастными цветами, жесткой геометрией форм и экспрессией фигур, и изысканно-манерную французскую готику XIV века. Эти визуальные миры совсем не похожи. На Сицилии и в Южной Италии католическая иконография встречалась с греческой, а на севере Европы переплеталась с кельтскими и германскими традициями. Мы говорим о «средневековом искусстве» в единственном числе, а лучше было бы использовать множественное.

3. Почему Средневековье именно «страдающее»?

«Страдание» мы унаследовали от названия паблика, который создали Юрий Сапрыкин и Константин Мефтахудинов. У них эта идея родилась, когда на курсе по истории Средних веков обсуждали бесконечные изображения, где палачи-язычники истязают святых. В средневековом христианском искусстве тема праведного страдания — одна из главных.

4. В паблике добавляют смешные фразы в средневековые картинки, меняя контекст. А часто ли в них изначально присутствует юмор?

Сохранилось колоссальное число сатирических образов, изобличающих через смех священников-развратников, монахов-чревоугодников, рыцарей-грабителей, купцов-стяжателей, крестьян-простофиль. Есть и политическая сатира в адрес конкретных государей, пап или монашеских орденов. В средневековой сатире намного большую роль, чем сейчас, играли темы, связанные с телесным низом.

5. Какова роль непристойного в этом юморе?

Нагота, как показал еще Михаил Бахтин, часто служит пародии и пробуждает смех. Нагой монах пускает газы в лицо епископу, кавалеры испражняются на глазах у дам, шут выставляет зад королю... Такие образы зачастую трудно интерпретировать, поскольку они опираются на едва доступную нам устную стихию — поговорки, шутки, игру слов. А крепкое и сальное словцо тогда было в большом почете. Сейчас такой юмор воспринимается как низкопробный или детский, а в XIII–XIV веках он не был уделом простецов — знать и клирики тоже знали в нем толк. На полях Псалтири, которую заказывает какой-нибудь епископ, легко представить изображение клирика, который испражняется в чашу, или монструозного уродца с огромным фаллосом. 

В Новое время, когда изображения наготы, сексуальных органов и испражнений постепенно перешли в разряд непристойно-запретного и стали немыслимы в религиозном контексте, такого соседства сакрального и телесного в церковном обиходе уже не увидеть. Телесный юмор никуда не исчез, но использовался уже в борьбе с католической церковью – в протестантских памфлетах или на антиклерикальных карикатурах.

6. А в Средние века над самой церковью смеялись?

Сами клирики сочиняли пародийные жития, проповеди, литургии и евангелия. Один из главных приемов пародии — подмена возвышенной церковной лексики низкой, часто связанной с питием: вместо verbum (слово) — vinum (вино), вместо oremus (помолимся) — potemus (выпьем). На полях рукописей, в том числе манускриптов, использовавшихся для богослужения, толпились маргиналии, порой высмеивавшие не только духовенство, но и церковные ритуалы, а порой и таинства.

7. Но разве это не оскорбляло чувств верующих?

Пародии, написанные на церковной латыни, и разухабистые маргиналии в дорогих рукописях — это был своего рода «смех для своих». А потому там многое было дозволено. Когда нравы духовенства высмеивали миряне (и особенно если смех сопровождался серьезной критикой и требованиями в адрес Церкви), уровень допустимого оказывался на порядок ниже. Кроме того, Евангелие в этих пародиях — не объект насмешки, а инструмент, который высмеивает клириков, предавших истинные евангельские заветы. В сегодняшних попытках законодательно пресечь любую иронию по отношению к сакральным символам часто забывают об этом различии.