Максим Соловьянов уже лет шесть-семь носится с пилотным проектом создания автономной интеллектуальной энергосистемы в Краснодаре. В партнерстве с Олегом Дерипаской или еще с кем-нибудь из девелоперов Соловьянов хочет построить небольшую автономную энергосистему, работающую по принципу умных сетей, — smart grid. (О том, что такое smart grid, мы подробно рассказывали в статье «Сказки для непрофессионалов», см. «Эксперт» № 50 за 2010 год). По признанию Максима Соловьянова, он уже потратил из своего кармана около двух миллионов долларов на это венчурное начинание, но пока не продвинулся настолько, чтобы запустить проект. Между тем успешная реализация проекта сулит огромные выгоды — в виде сотни миллиардов долларов инвестиций, интеллектуального прорыва и кучи политических бонусов.
Пропагандирующий умные сети Соловьянов обещает, что smart grid могут сделать электроэнергетический бизнес в России более прозрачным. «Мы сами не знаем, как формируются тарифы в регионах. Если ценообразование на уровне оптовой генерации нам еще более или менее понятно, все, что касается сетевого хозяйства и особенно сбытовых структур, для нас абсолютно непрозрачная история», — слышал автор этих строк на одном из закрытых семинаров регулятора энергетического рынка. Неудивительно, что никто в отрасли не может объяснить, почему у нас в некоторых регионах цены на электричество такие же, как в Западной Европе, а то и выше. Именно поэтому компания «Новые сетевые технологии» настаивает на запуске пилотного проекта в одном из самых дорогих для потребителя крупных энергодефицитных регионов — Краснодарском крае. Мол, дайте показать, как все будет хорошо даже в проблемном месте.
Вообще, как отмечают эксперты, создание интеллектуальных систем в условиях существующей устаревшей энергетической инфраструктуры является неразрешимой проблемой. Поэтому они рекомендуют отработать комплексные технологии smart grid и проверить их эффективность в условиях отдельной, пусть небольшой, но созданной с нуля энергосистемы. Создание такой системы противоречит нынешнему российскому законодательству: у нас генерация, сети и сбыт должны быть отделены друг от друга. Но Соловьянов настроен решительно и рассчитывает убедить политиков в том, что законы необходимо поменять.
«Логика проекта в том, чтобы политики сформулировали новые перспективные задачи для энергоинформационной системы будущего, а проект должен дать им представление о границах возможного современных технологий и реакции реальной экономической среды на ту или иную концепцию функциональности высокотехнологичной энергосистемы», — говорит он. Это задача, достойная Агентства стратегических инициатив (АСИ), куда Максим Соловьянов подал заявку на одобрение проекта. «К сожалению, энергетики — это люди, заточенные на незыблемость существующих нелегитимных правил, они не способны даже рассуждать о решениях по трансформации энергетической системы. Поэтому, не найдя системных аргументов против, они погружаются в узкотехнические проблемы, решаемые на этапе пр