Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Кризис обнажил плюсы солнца


Краснодарская компания «Солар», уже 12 лет занимающаяся реализацией проектов по применению полых световодов бренда Solatube, позволяющих натуральным солнечным светом освещать внутренние помещения различных зданий, в конце прошлого года вышла в финал премии «Бизнес-Успех» в числе 18 российских бизнес-проектов. По словам Юрия Селянина, генерального директора компании, именно кризис, сильно сказавшийся на строительной отрасли, открыл перспективы роста: за четыре последних года объём бизнеса вырос троекратно. Мало того, ожидается, что уже в этом году откроется производство некоторых базовых элементов для световодов в России.

«Зелёная» экономия

— Какова динамика развития вашего бизнеса?

— Динамика положительная: с 2013 года по 2016 год объём продаж вырос с 4 миллионов рублей до 12 миллионов.

— Это очень высокие цифры, особенно на фоне экономического кризиса, который затронул в том числе и строительную отрасль. Какие факторы способствуют подобному росту?

— Как это ни парадоксально звучит, именно неблагоприятное положение строительного рынка в целом стимулирует спрос на нашу продукцию. Применение световодов как элемента капитального строительства повышает энергоэффективность здания, по сути, это «зелёное» строительство. Световоды не пропускают инфракрасное излучение ни в одном, ни в другом направлении, а это означает меньший уровень потерь энергии на отопление здания зимой и охлаждение летом. Кроме того, применение световодов даёт более чем ощутимую экономию — речь идёт о суммах, на порядок больших, чем непосредственно стоимость нашего оборудования. Причём это не только наши выводы — такое обоснование было дано нашими клиентами, «Якутнипроалмаз» (город Мирный, Якутия).

— Благодаря чему достигается такой эффект?

— Архитектор, проектируя здание или комплекс зданий, получает возможность изменить планировку и сделать застройку более плотной. За счёт этого снижается стоимость капитального строительства.

— Но ведь существуют градостроительные нормы, регулирующие в том числе и плотность застройки. Как применение той или иной технологии может на них воздействовать?

— Градостроительные нормы при этом не нарушаются. Тут дело в том, что в принципе окно как источник света — не самая эффективная технология. Требование обязательного применения окон связывает архитекторам руки. Как правило, окна в принципе не способны полноценно осветить масштабные здания. В этом можно убедиться на примере аэропортов, например, или гипермаркетов: недостаток естественного света вынуждает тратить электроэнергию — и, соответственно, деньги, — на искусственный. Парадоксально, но именно в дневное время потребление электроэнергии на освещение наибольшее.

Применение наших световодов даёт архитектору возможность упростить планировку здания, оставаясь в рамках требований по освещённости помещений естественным светом, что автоматически делает более дешёвой и его постройку. Световоды позволяют адресно передать свет практически в любое место здания. Сейчас эту возможность для экономии наконец стали замечать всё чаще, проектировщики убедились в том, что это работает, и проявляют всё больший интерес. Мы оказываем помощь проектным институтам ЕврАзЭс (Евразийское экономическое сообщество. — «Эксперт ЮГ») в виде консультаций и светотехнических расчётов по применению этих устройств, в процессе проектировании тех или иных объектов.

От ТЦ до подземелья

— На какой тип объектов ориентирована технология световодов? Известно, что вы делали проект, например для IKEA; ваши основные заказчики — это крупные компании?

— На самом деле круг заказчиков и клиентов, а также количество проектов, которые сейчас находятся у нас в стадии реализации, достаточно широки — световоды применяются как в частном домостроении, так и при возведении социальных объектов — больниц, детских садов, школ, а также вокзалов, аэропортов и т.д. У нас в портфеле есть проекты, в рамках которых световоды используются для подземных сооружений.

— Как это технически возможно?

— Не только возможно, но даже уже реализовано. Нижегородская правовая академия освещает свои подземные классы именно таким образом. На самом деле всё достаточно просто — световоды выводятся на поверхность, где устанавливаются светособирающие купола. Так что принципиальных отличий от традиционной схемы сбора и передачи естественного света нет.

— Какие из реализованных вами проектов были крупнейшими?

— Например, инфекционная больница в Дагомысе — этот проект реализовался как часть олимпийской стройки. А также масштабные сооружения на острове Русском (Приморский край) — адаптационный корпус и Океанариум.

Кризис обнажил плюсы солнца
Применение световодов для освещения масштабных объектов позволяет экономить на электричестве

Правильное импортозамещение

— Световоды, которые вы предлагаете рынку — это ведь импортная продукция?

— Да, основной завод компании находится в США, хотя корнями производитель уходит в Австралию. Продукция высокотехнологична, и поэтому локализовать производство в других странах достаточно сложно. Если говорить о России — тут просто не сформирован рынок подобной продукции. Кроме того, есть сложности технологического характера в производстве светособирающих куполов (линзы Френеля) и самой системы светопередачи. Используется многослойное отражающее полимерное покрытие световодов, обеспечивающее практическое отсутствие энергопотерь (не более 0,03 процента) и полное соответствие спектральной составляющей естественного света (разработка американской компании 3М). В настоящее время аналогов этому материалу, по сути, пока нет.

— Соответственно, по части ассортимента вы полностью зависите от возможностей американского производства? Эта линейка продуктов статична, или как-то развивается?

— Развивается, конечно. Так, гибридная система совмещенного освещения (ГССО), которая была нами применена в проекте «Мега-Адыгея», реализует принципиально новый подход к организации освещения объектов и является по сути новым продуктом. Первый опыт изготовления и апробации имел место ещё в 2014 году, при реконструкции системы освещения вокзального комплекса «Анапа». Гибридная система освещения в «Мега-Адыгея» интегрирована в базовые элементы конструкции. Мы реализацию этого проекта рассматриваем как прорыв.

— Однако сама технология всё равно остаётся зарубежной. Есть ли возможности её доместификации?

— Технология защищена патентами, но даже не в них дело. Даже легальное применение этих ноу-хау — дело достаточно непростое. Компания уже имела негативный опыт открытия лицензионного производства в Китае. Получилось так, что лицензию отозвали через год после выдачи — китайский лицензиат не смог правильно отстроить технологические процессы, и в результате его продукция (светособирающие купола) не была в достаточной степени устойчива к влиянию ультрафиолетового излучения. Купола должны иметь большой «запас прочности» по этому параметру, так как используются на открытом солнце многие годы.

Что касается доместификации технологии, то работа здесь идёт, и уже видны перспективы. Но это не то импортозамещение, которое исповедует принцип «всё сломать, построим своё» — в случае с технологией, над которой за рубежом работали несколько десятков лет, это маловероятно. В настоящее время научно-производственная группа, в которую вошли компания «Солар», группа российских учёных и производители источников искусственного света, выполняет НИОКР. Результаты практического применения первых пробных гибридных систем совмещенного освещения (ГССО) оказались положительными. Это даёт основание для открытия не опытного, а серийного производства элементов ГССО в России. Таким образом, возникает прецедент международной кооперации. Интерес к этому процессу уже начали проявлять наши американские партнёры. Такую практику международной кооперации можно, как мне кажется, назвать цивилизованным импортозамещением.

— Расскажите, пожалуйста, о проекте по созданию производства более подробно.

— Работа в этом направлении ведётся в Томске. Мы давно и плодотворно сотрудничаем с Томским государственным архитектурно-строительным университетом. Это сегодня единственный в стране вуз, где в программу подготовки архитекторов включены лекции по устройству систем передачи естественного света по световодам и их влиянию на современную архитектуру. Другой партнёр — компания «Физтех-Энерго», также томская — это производитель разного рода высокотехнологичной продукции, обладающий заметным технологическим потенциалом. Они согласились выступить промышленной базой для открытия серийного производства элементов гибридной системы солнечного освещения.

— Когда ожидается старт?

— При благоприятном стечении обстоятельств — уже к концу года. Сейчас проводятся работы по натурным испытаниям, моделированию, макетированию, выполняется патентование конструкции, основных элементов и систем, готовятся исполнительные и сопроводительные документы.

Важным условием реализации проекта был и остаётся спрос. В этом направлении проводится большая работа. Что очень важно, нам в этом деле оказывает помощь центр координации поддержки экспорта Краснодарского края (ЦКПЭ). Таким образом, мы готовимся обеспечивать инновационными системами освещения не только российский рынок и страны ЕврАзЭс, но и дальнее зарубежье. Любому производству нужен рынок и объём, поэтому экспорт неизбежен.

Развитие через обучение и просвещение

— Каковы для вас сегодня основные направления внутренней работы с целью развития компании?

— Работа над развитием ведётся по многим направлениям. В числе основных — повышение профессионального уровня, и это касается всех сотрудников компании. Другая базовая задача — расширение дилерской сети. Довольно долгое время количество наших дилеров колебалось от 15 до 20. Каким-то компаниям приходится уходить, так как они не демонстрируют необходимых показателей и правильного отношения к нашему делу. С другой стороны, появляются новые. В том числе и за рубежом — в таких странах, как Казахстан, Армения.

— А насколько широка география зарубежной работы?

— Уже примерно четыре года реализуем различные проекты в Казахстане. Был реализован один проект в Беларуси (Гомель). К сожалению, процесс приобщения к новой технологии освещения в странах ЕврАзЭс идёт очень медленно.

— Насколько серьёзна конкуренция в вашем сегменте рынка? Как она развивается?

— Конкуренция за последние несколько лет появилась, и это — лакмусовая бумажка, свидетельствующая о том, что развивается достаточно серьёзный рынок. Для нас, тем не менее, этот факт пока никакой угрозы не представляет — за счёт опыта работы на рынке и уверенности в качестве. Другое дело, что результаты работы некоторых из них настолько плохи, что вредят репутации всего спектра технологических решений. Доходило до смешного — когда монтажники устанавливали в световоды оцинкованную жесть, и заказчики потом очень возмущались тем, что устройства не работают практически сразу же после монтажа. Всё-таки монтажом таких непростых систем должны заниматься профессионалы, иначе ничего хорошего не получится.

— Какие факторы препятствуют развитию рынка?

— Помимо технологической сложности и наличия на рынке непрофессиональных установщиков, портящих репутацию не только себе, но и соседям, я бы выделил более глобальный и важный фактор: отсутствие понимания ценности солнечного света. Ведь он — не просто экологически чистое освещение, но ещё и залог здоровья и лучшей трудоспособности людей, которые находятся в зданиях (благодаря непрерывному спектру, которого нет у люминесцентных и светодиодных ламп, а также отсутствию мерцания естественный солнечный свет действительно более безопасен. — «Эксперт ЮГ»). По данным некоторых исследований, производительность труда людей, работающих при естественном солнечном освещении, на 16 процентов выше, чем в аналогичном случае при применении искусственного освещения. Этот фактор должен быть и главным, и определяющим, а не то, что применение световодов даёт заметный экономический эффект. Хотя этот эффект действительно есть.

Удручает также инертность госсектора. Мы неоднократно пытались установить рабочие контакты с представителями органов местного самоуправления, предлагая использовать наши световоды — например, в детских учреждениях. Мало того, приходилось сталкиваться с вопиющими случаями: проект строительства детских садов в Краснодаре с использованием наших световодов прошёл госэкспертизу, хотя это было связано с огромными сложностями, а в ходе реализации генподрядчик просто решил отказаться от световодов без перепроектирования здания. Хотя это — очевидное нарушение. Ну ладно, вместо световодов можно установить искусственные источники света. Но представьте, что случилась чрезвычайная ситуация. Электроэнергия отключилась, помещение задымлено. Если бы там были световоды — там всё равно было бы достаточно светло, чтобы найти выход. А если там темно…

В общем, пока работа в госсекторе идёт с большим трудом. Но мы стараемся продвигаться на этом поле. Здесь основная задача — как можно более широко знакомить заинтересованных людей с преимуществами технологии, а также бороться с технической безграмотностью и невежеством. А ведь Россия — огромная. Работы очень много, и в одиночку с нею не справиться.