Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

7 вопросов Льву Пигалицыну, народному учителю России


1. В чем ваш секрет? Как получается, что ваши воспитанники год за годом оказываются среди победителей Intel ISEF?

Я простой учитель физики, и всему виной мои недостатки. По крайней мере с точки зрения нормальных людей это именно недостатки. Я так и не повзрослел и не наигрался. Вот и играю, и вовлекаю в свои игры других детей. Ведь работы, которые они у меня делают, в основном связаны с каким-то моим увлечением. Например, четыре года назад среди победителей ISEF были мои девочки, которые занимались радио, а радиолюбительство было моим хобби еще с 5-го класса школы.

2. Как выбрать тему научного проекта, чтобы добиться успеха?

Учителя часто меня об этом спрашивают. Я отвечаю: «Ты сам в себе поковыряйся, пойми, что тебе интересно». Ведь только в этом случае ты сможешь зажечь ребенка, иначе не сработает. А если кого-то из них захватит тема, которая не пересекается с моими интересами, я ищу увлеченного этой темой наставника, потому что понимаю: иначе выше местечкового уровня мы с ребенком не поднимемся.

3. Где же вы таких находите?

Чаще всего из своих старых учеников. Я уже древний старец: у меня около 50 докторов и недавно защитил диссертацию 126-й кандидат.

4. А как заинтересовать самих детей?

Я вожу их по лабораториям, говорю: смотри, может, этим хочешь заняться? Вот горит Нобелевская премия, ждет тебя, никто, кроме тебя, это не сделает. Так я говорю с ребятишками снова и снова, настраиваю их, даю потрогать руками, попробовать, даже самым маленьким — для них есть физика на кухне, в ванной, в озере… Ведь все должно начинаться с маленьких. И маленькие тоже должны выступать на небольших научных конференциях.

И вот кого-то цепляет, и он приходит ко мне. И попадает в клуб юных физиков, который у меня работает с 1965 года. Там около 50 человек, с первого класса по одиннадцатый. Система такая: у самых маленьких научные руководители — пяти-шестиклассники, у пятиклассников — старшеклассники. Мне хочется эту систему как-то внедрить в другие школы, и я пытаюсь это сделать. Есть у меня и большая мечта — открыть наукоград для ребятишек.

5. Можно ли внедрить систему, когда все держится на таких энтузиастах, как вы?

Да, боюсь, что когда я уйду из школы, все это рухнет. Ведь пока получается так, что этим занимаются люди, выросшие в Советском Союзе. Зарплата у учителей в провинции очень маленькая. Выживают они в основном репетиторством. Из-за ЕГЭ в школе сейчас развивается все, что связано с репетиторством, а не с наукой. Может, если бы учителям давали гранты на научные занятия, дело бы сдвинулось. Тогда учитель мог бы и сам расти как ученый, защитить кандидатскую. Но нынешняя система такой возможности не дает.

Кризис уже наступил: остро не хватает специалистов. Роснано их ищет, Российская венчурная компания, «Газпром» — а их нет. Ведь раньше при каждом заводе было училище, в котором готовили мастеров. А сейчас детей настраивают так: либо купи-продай, либо хочу быть начальником, ничего не делать. Руками делать вообще никто ничего не хочет, дети все больше «кнопочные»: нажал — и все само получилось. Я ему говорю: «А ты знаешь, что там внутри происходит?» Он мне: «А зачем?!»

6. На конкурсе собрались особенные, гениальные дети?

Моя учительская позиция проста: все дети гениальны. Только одни находят свою тропинку — их на нее выводят. А другие нет.

7. По-вашему, в школах учат все хуже?

Да. Уже в десятом классе дети фактически выпадают из школьной программы: им нужно готовиться к ЕГЭ, некогда углубляться в науки. В одиннадцатом доходит до того, что они уже и в школу почти не ходят — только на те предметы, по которым сдают ЕГЭ. Тут надо всю систему кардинальным образом менять.

Конкурс ISEF

  • 2/3 участников конкурса обычно составляют американцы
  • $5 млн общий призовой фонд ISEF в этом году
  • 4000 школьников из стран СНГ ежегодно принимают участие в региональных этапах конкурса
  • 23 награды получили российские старшеклассники в финале Intel ISEF за  последние три года