Новости СМИ2

Последние новости


15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
19:55
Россия берет бюллетень
19:55
Титаник Зеленского
19:55
Пробиваются зеленые ростки
19:53
В Дании придумали неожиданный способ борьбы c кризисом
Больше новостей

«Юг Руси»: от поля до прилавка


Сергей Кислов стал бизнесменом федерального масштаба в конце 1990-х годов — тогда группа «Юг Руси» была одним из первых и крупнейших российских экспортёров сельхозпродукции. А начинался бизнес в начале девяностых с закупок зерна малыми партиями. Затем Кислов отдавал зерно на переработку по давальческой схеме, а муку продавал в страны СНГ, некоторые из которых после развала СССР остались без мукомольных мощностей.

Несмотря на то, что «Юг Руси» всегда имел сильное трейдерское подразделение, торговавшее сельхозпродукцией на мировом рынке и обеспеченное инфраструктурой, к концу 1990-х агрохолдинг принял решение о том, чтобы работать на внутренний рынок и строить собственные маслозаводы. К тому времени на российский рынок активно выходили транснационалы. Одного из них тогдашний донской губернатор Владимир Чуб не пустил в Ростовскую область — потому что Сергей Кислов пообещал, что построит на Дону современный маслоэкстракционный завод (МЭЗ) самостоятельно. Ростовский МЭЗ «Юга Руси» и сегодня остаётся одним из крупнейших в Европе — только теперь в группе уже девять МЭЗов. В 2000 году на рынок был выведен бренд бутилированного масла «Золотая семечка», который сразу стал номером один, — прежде всего за счёт конкурентоспособного сочетания цены и качества, обеспеченного технологиями и масштабом производства. Фактически Сергей Кислов стал первым, кто решился конкурировать с транснационалами на своём рынке — и выиграл: оказалось, что рынок ждал отечественного качественного продукта. Другие российские игроки позже шли тем же путём, но подобного эффекта уже не получали. А «Юг Руси» стал активно окапываться на лидерских позициях — в борьбе за сырьё расширяя ассортимент, скупая активы конкурентов, выстраивая цепочку от поля до прилавка. Это была первая российская группа, которая решилась в начале 2000-х приобрести 19 хозяйств с землёй в объёме 200 гектаров — и при этом не разорилась. Позже были приобретены масложировые активы «Русагро», WJ Group, к бренду «Золотая семечка» добавились марки «Аведовъ», «Злато», «Милора», «Раздолье». Сейчас Сергей Кислов говорит о проекте нового МЭЗа во Владивостоке и о развитии ряда бакалейных товаров — от зелёного горошка до чая. В 2011 году выручка группы составляла 56 млрд рублей, а через год, по словам главы «Юга Руси», она выросла примерно на 20%. Это третий по величине бизнес на юге России.

А в середине нулевых Сергей Кислов взялся за проект Новошахтинского нефтеперерабатывающего завода (НЗНП) мощностью 2,5 млн тонн сырой нефти и стоимостью около 15 млрд рублей. Это была заявка на создание первого НПЗ в Ростовской области, которая всегда очень сильно зависела от вертикально интегрированных нефтяных компаний. Проект сильно затягивался, первая очередь вошла в эксплуатацию в 2009 году — и было ясно, что без дальнейшей модернизации у предприятия нет шансов эффективно работать в условиях растущих технических и экологических стандартов. Кислов пошёл нестандартным путём — не в сферу производства высокооктановых бензинов, а в производство качественного битума для дорожных покрытий. Битумную установку мощностью 700 тысяч тонн в год и стоимостью 2,3 млрд рублей планируется ввести в эксплуатацию в 2014 году. Но уже по результатам 2011 года выручка НЗНП составила 54 млрд рублей. По сути, за пять лет Сергей Кислов создал с нуля промышленное предприятие, которое вошло в десятку крупнейших на юге России.

Справка о компании

ГК «Юг Руси» лидирует на российском рынке растительного масла и предлагает потребителям растительное масло в премиальном, среднем и экономичном ценовых сегментах. Компания является крупнейшим российским экспортёром бутилированного масла. География экспортных поставок включает такие страны, как Азербайджан, Армения, Афганистан, Беларусь, Германия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Литва, Латвия, Молдова, Монголия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Чехия, Эстония и др.

В 1992 году компания «Юг Руси» была создана Сергеем Кисловым как производитель и экспортёр муки. В 1996 году запущен первый частный элеватор для экспорта зерна и семян подсолнечника на реке Дон с прямым выходом в море. В 1999 году состоялся запуск маслоэкстракционного завода — «Юг Руси Ростов». В 2000 году  начала работу первая линия рафинации и розлива масла, на рынок выведена марка «Золотая семечка». Начало деятельности по выращиванию сельхозкультур путём приобретения земель в Ростовской области произошло в 2001 году. В 2005 году пущен в эксплуатацию новый маслоперерабатывающий завод (МЭЗ 3000) в Ростове (общий объём переработки достигает 3,3 тысячи тонн в день). В 2006 году были приобретены маслоэкстракционные заводы у группы «Русагро», что увеличило мощности по переработке до 6,42 тысячи тонн в день. В 2009 году доля компании на рынке бутилированного растительного масла достигла 32,6%. В 2011 году произошло приобретение российских активов WJ Group, в том числе Валуйского и Чернянского заводов растительных масел в Белгородской области.

Совокупная площадь земельного банка группы составляет порядка 200 тысяч га, площадь пахотных земель — более 150 тысяч га. Кроме того, в активах компании — 7 элеваторов общей ёмкостью хранения около 2 млн тонн зерна, 9 маслоэкстракционных заводов общей мощностью 7,18 тысячи тонн в сутки, 11 установок рафинации с общей мощностью 1,8 тысячи тонн в сутки, 11 дистрибьюторских центров бутилированного масла и другой бакалейной продукции по всей России и др.

Официальный сайт //www.grain.ru

«Цель — давать рынку новые продукты бакалейного ряда»

«Юг Руси»: от поля до прилавка

— Что именно сейчас нужно делать, чтобы сохранить сельское хозяйство?

— На самом деле России просто не хватает хороших лоббистов. Аграрная тематика — это ведь не вопрос только отраслевого ведомства, она касается каждого. Тема продуктов понятна руководителям всех стран. Ведь как субсидируют своё сельское хозяйство другие страны? Например, Швейцария платит на гектар пашни 450 франков — это около 500 долларов. Они говорят: да, мы субсидируем, но вы более вкусного сыра нигде не найдёте, лучшего молока и мяса нигде не купите. И Россия тоже не имеет права забывать о своём сельском хозяйстве. И сохранить его — это задача не аграриев, а государства. Сегодня страна должна иметь сообщество людей, которое сумело бы отстаивать интересы аграриев, а точнее — создавать им такую среду, чтобы они могли выращивать здоровую продукцию.

С другой стороны, надо очень внимательно следить за тем, какой путь проходит продукт от выращивания сырья до полки в магазине. И если мы будем контролировать эту цепочку, наше сельское хозяйство продолжит существовать. А сейчас молочный комбинат вместо сырого молока предпочитает брать заменитель молочного жира, потому что он более дешёвый и технологичный. То есть молкомбинат не купит молоко у поставщика, оптовик не купит молоко в деревне у бабушки, которая держит одну-две коровы. И получается, что ни молоко, ни корова не нужны. А если сельские жители не будут держать хозяйство, то постепенно они станут городскими жителями, и мы потеряем сельское население. А вот это страшно, потому что за этим кроется масса других проблем: и продукты питания, и материальный образ жизни, а главное — Россия не удержит такую большую территорию, если на ней не будут жить российские люди.

— Какими темпами вы растёте?

— В среднем на 20 процентов в год. Причём росли и во время кризиса — и даже большими темпами. Мы, люди, когда нервничаем, больше питаемся — поскольку мозги работают больше.

— А подробнее можно о том, за счёт чего росли?

— Мы давали рынку тот продукт, который ему нужен. Например, самое популярное в России масло «Золотая семечка». Или, скажем, «Юг Руси» использует новую стратегию в аграрном секторе — мы не выращиваем центнеры с гектара, а выращиваем рубли с гектара. У нас нет плана для руководителя хозяйства — что ему сеять и прочее. Он предлагает свои культуры, свой севооборот и обосновывает это всё цифрами, так как они все завязаны на конечный результат. Селяне работают на самих себя. Они жёстко зависят от финансового результата. Торговая структура группы страхует их риски. Например, руководитель предприятия высчитал предполагаемую стоимость льна в сезоне. И предлагает нашей торговой структуре этот лён захеджировать на рынке или заключить жёсткие фьючерсные контракты. Может, не на весь объём, а, скажем, на две трети. Он только сеет или собирает, но у него уже есть фиксированный результат. То же и по зерну.

Мы росли и в сегменте трейдинга. В прошлом году мы создали портал agro2b.ru. Это уникальный портал, с помощью которого руководитель аграрной компании может купить все расходные материалы, продать зерно, купить транспортные, юридические услуги, услугу по хранению, выбрать, в каком элеваторе хранить. Получается, что человек может полностью делать бизнес с помощью сайта, тогда как раньше ему было нужно много посредников. Только за прошлый год через эту площадку было куплено больше 300 тысяч тонн сельхозпродукции — и это лишь начало. Следующий этап развития площадки — это банковские услуги, гарантии поставки. Например, директору мельницы на год требуется 100 тысяч тонн зерна. Но ему нужен не весь объём сразу, а, например, по 8-10 тысяч тонн в месяц. Он заключает через портал контракт с несколькими хозяйствами, а мы — администрация agro2b — даём гарантию поставки и в случае необходимости поставляем своё зерно — у нас есть резервное.

— В масложировой сфере у вас есть новые проекты?

— Мы сейчас начинаем реализацию проекта во Владивостоке по производству растительного масла. Сегодня конкуренция на масложировом рынке жесточайшая. Существующие в России заводы способны взять на переработку около 15 миллионов тонн масличного сырья. Выращивается в России примерно 10 миллионов тонн в год. А для внутренних потребностей стране нужна половина — даже меньше 5 миллионов. И поэтому вопросы качества становятся главными. Представьте: каждая третья бутылка масла, которая приносится в дом, — это наше масло. Если учесть, что мы начали делать его 12 лет назад с нуля, то сегодня можно говорить о том, что наши потребители оценили то качество, которое мы им даём все эти годы. Все эти годы у нас рынок только рос. Своими производственными активами мы занимаем около 15–20 процентов масложирового рынка, но своими продажами держим 30 и выше процентов рынка. Это говорит о том, что мы делаем то, что нужно людям.

— А во Владивостоке есть своя сырьевая база?

— Там выращивают сою, будут выращивать и другие культуры. Главное, чтобы был спрос. Мы ориентируемся на весь регион. Сегодня мы туда везём наше бутилированное масло, при этом его доля на полке очень значительная. Создавая производство на месте, мы просто будем экономить на логистических издержках.

— Всё-таки ситуация, которую вы сейчас описали, говорит о том, что за счёт масла вам уже невозможно расти.

— Законы экономики таковы, что легко расти можно только до определённого процента, до определённой доли рынка.

— Значит ли это, что вы планируете расти за счёт других направлений? Например, развивая бакалейный ассортимент для конечного потребителя?

— Именно этим группа сейчас и занимается. Уже производим муку, крупы, хлеб, консервацию: огурцы, помидоры, натуральный зелёный горошек. Эта продукция реализуется через нашу дистрибьюторскую сеть. Компания выходит на рынок с новыми продуктами. Например, это рыжиковое масло с удивительным жирокислотным составом, который обладает целебными свойствами для сердца, печени, поджелудочной железы. Цель «Юга Руси» сегодня — давать рынку новые продукты бакалейного ряда: крупы, муку, может быть, даже чай. При этом в производстве продукции бакалейного ряда мы используем те уникальные наработки по системе контроля качества, которые внедрили в сфере производства растительного масла. Поэтому наша мука пользуется высоким спросом. Даже наш шрот пользуется на рынке премией +2 доллара к шроту из Аргентины.

(Из интервью «Вот вам ВТО — прямо у нас во дворе», «Эксперт ЮГ» №26–27, 2013 г. Владимир Козлов)

График Динамика доходов ООО «МЭЗ “Юг Руси”», одного из основных активов ГК «Юг Руси»