Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

«Нам нужна промышленная политика»


Армения и Россия настолько отличаются по своему масштабу и месту в мире, что сама возможность их сопоставления многим покажется противоестественной. Между тем эта небольшая закавказская страна (по любым оценкам, численность ее населения не дотягивает до трех миллионов человек) связана сегодня со своей большой соседкой, возможно, сильнее, чем любая другая бывшая советская республика. И эта связь выражается не только в очевидной необходимости российского военного присутствия (в существующих геополитических обстоятельствах Россия является гарантом самого существования Армении), но и в общности некоторых проблем и особенностей социума (недостатки промышленной политики и коррупция, мешающая продвижению реформ и прогрессивных начинаний). Взгляд на Армению для нас может быть интересен еще и потому, что на примере ее проблем можно увидеть собственные в более концентрированном, доведенном до некоего логического конца виде.

Мировой экономический кризис настолько сильно обострил недостатки и проблемы армянской системы, что возможности для дальнейшего дрейфа в прежнем направлении у страны больше нет. Если Азербайджан быстро растет на нефти, а Грузию обильно спонсируют международные институты (безвозмездная помощь от ЕС, полученная этой страной после войны 2008 года, эквивалентна 25% ВВП), то у Армении, пострадавшей от кризиса сильнее других стран региона, подобных источников финансирования нет. Не реализовались даже надежды на получение экономических дивидендов от налаживания отношений с Турцией. В создавшейся ситуации Армению спасет только кардинальная «перезагрузка» внутренней экономической политики. По мнению осведомленных внутренних источников, выбор для страны выглядит жестко: изменись или погибни. По информации «Эксперта», истеблишмент Армении начинает осознавать серьезность стоящей перед ними дилеммы и всерьез задумывается о переменах.

Как кризис сказался на армянской экономике?

Для того чтобы говорить об этом, нужно в двух словах описать нашу докризисную экономику. В тот период мы имели высокие темпы экономического роста, и одним из его основных двигателей был сектор строительства. Стремительно растущие частные инвестиции шли именно туда. Помимо очевидного вклада в рост ВВП эта тенденция имела и негативную сторону. Прежде всего, в эту отрасль потек спекулятивный капитал. Кроме того, из-за высоких доходов в строительстве бизнесмены стали извлекать активы из других сфер народного хозяйства и направлять в строительный сектор. Дошло до того, что удельный вес сектора строительства в ВНП превысил 25 процентов (сельское хозяйство — порядка 14–16 процентов, промышленность — 15–16 процентов, услуги — около 40 процентов. 25 процентов на долю строительства — это очень много, и в результате в этом секторе стал надуваться классический пузырь.

Финансовый же сектор, прежде всего банковский, у нас до кризиса был весьма сильный, особенно если сравнивать со многими другими странами СНГ. Благодаря нашей жесткой политике в системе надзора в Армении были прозрачные б