Интернет взорвал рынок СМИ, создал новую информационно-коммуникационную среду. Над описанием ее будущего уже сломали голову сотни социологов, философов, психологов и интернет-деятелей всего мира.
Но пока мало кто решался проанализировать, что происходит в российской медиасреде. И примерно год назад у ее лидеров возникла идея сделать обширный доклад на эту тему. При Министерстве связи и массовых коммуникаций была создана рабочая группа, которая, опросив более 60 игроков рынка СМИ: глав телекомпаний, газет, журналов, радиостанций, операторов связи, экспертов, — подготовила почти 150-страничный доклад «Новая информационно-коммуникационная среда. Состояние, проблемы, вызовы. Попытка осмысления». Текст не всегда ровный, с зачастую противоречащими друг другу суждениями. Впрочем, авторы утверждают, что в центре обсуждения у них был человек, а он натура почти всегда противоречивая. Тем не менее это первый в РФ прогноз развития новой медиасреды на десять лет. Андрей Быстрицкий — ответственный редактор этого доклада, председатель ФГУ РГРК «Голос России», профессор, заведующий кафедрой медиаменеджмента и медиабизнеса отделения деловой и политической журналистики Высшей школы экономики — призывает к широкому обсуждению этого коллективного творения. Для начала мы с ним решили обсудить некоторые тезисы доклада.
Прошедшее десятилетие показало, что сфера медиа переживает период существенных изменений, в результате которых преимущественно одноканальная система распространения информации радикально меняет свою топологию, превращаясь в многомерное общество, в котором каждый может общаться с каждым или со всеми или некоторыми одновременно. Возможность влияния на общественное мнение превращается в значимый сегмент мировой экономики.
— Где вы видите этот «значимый сегмент»? Сейчас в мире отмечается другая тенденция — рынок СМИ размывается, количество рекламы в газетах сокращается, в интернете все бесплатно, деньги уходят...
— Речь шла немного о другом. Новая информационная коммуникационная среда втягивает в себя огромное количество разного рода бизнесов. Самая пустячная вещь: сайт какого-нибудь гипермаркета, на котором дается погода, набор новостей, еще что-то. Гипермаркет притягивает своих клиентов, соединяя развлекательно-информационную и потребительскую составляющие.
Методологически мы исходили из того, что в этой новой среде фактически формируется параллельное общество. Оно не другое, оно не противостоит обычному обществу. Туда просто перемещается часть определенного рода активности, в том числе бизнеса. И мы прекрасно понимаем, что весь потребительский характер современного общества тоже перемещается туда.
— Человека-то не переменишь!
— Абсолютно точно, человека не переменишь. Просто сейчас, если в интернете возникает активность, то она срастается и с обычным бизнесом, и с индустрией медиа. Мы видим, как все больше порталов становятся медийными. А некоторые рынки полностью уходят в интернет, например рынок аудиозаписей.
Как ситуация будет развиваться в России, д