Высокотехнологичная компания «Ситроникс» в 2008 году отказалась от прямой работы с массовым потребителем, остановив производство бытовой электроники. Однако на деле компания ничуть не удалилась от масс. Сделав ставку на заказы госструктур, корпораций, региональных и муниципальных властей, «Ситроникс» сумел получить крупные контракты, конечными потребителями услуг и товаров по которым являются широкие массы российских граждан.
О том, какие вызовы и перспективы в ближайшие годы возникнут перед участниками рынка высоких технологий, «Эксперту» рассказал президент ОАО «Ситроникс» Сергей Асланян.
— Как «Ситроникс» представляет развитие профильных сегментов — телекоммуникационной сферы, ИТ, микроэлектроники — через десять лет?
— Десять лет — очень дальняя перспектива для нашей отрасли. Мы ежегодно готовим технологический прогноз на пять лет, где отмечаем важнейшие тренды. Наша технологическая стратегия, которая во многом базируется на технологическом прогнозе, учитывает эти факторы и наше положение в индустрии. Где-то мы хотим играть нишевую роль, где-то быть генеральным конструктором-исполнителем, где-то — соисполнителем. Например, в области систем беспроводной передачи данных и доступа мы, будучи хоть и довольно крупным, но нишевым игроком, имеем ряд уникальных компетенций, с помощью которых планируем вывести на рынок несколько соответствующих последним мировым трендам совершенно новых продуктов в области активных антенн миллиметрового диапазона и систем конвергентного радиодоступа. Причем разрабатываем мы эти продукты совместно с партнерами.
Напротив, в области микрочиповых карт мы, являясь лидерами на рынке РФ, планируем и дальше расширять круг продуктов и повышать уровень их локализации, для чего ведем масштабную разработку не только собственно кристаллов (основной элемент микрочиповых карт, на котором хранится информация. — «Эксперт»), но и программного обеспечения, работающего на наших процессорах. А каждая смарт-карта — это процессор, включая операционные системы, приложения и средства криптозащиты.
При этом мы входим в венчурные проекты, например в области телемедицины, создавая для себя новые рыночные ниши. Совершенно очевидно, что без новых продуктов и решений мы не сможем быть конкурентоспособными через пять лет.
— Как повлияют на ИТ-отрасль облачные технологии?
— Облачные технологии, в принципе, во многом убивают бизнес системного интегратора. Потому что производитель оборудования или ПО берет на себя основную часть работ по предоставлению ИТ-услуг. В облачных вычислениях есть понятие rightsizing — когда вы покупаете ровно столько, сколько потребляете. При этом вы даже не знаете, на каких аппаратных средствах обрабатываются данные. Это, безусловно, изменит всю цепочку бизнеса телеком-операторов, ИТ-вендоров и системных интеграторов. Облачные вычисления призваны отвоевать больший кусок бизнеса интеграторов в пользу производителей. Этого избежать нельзя.
Наша задача — помочь клиентам экономить на аппаратной инфраструктуре, сетях, лицензируемо