Несколько лет назад в российских региональных центрах началась замена прямых выборов мэров системой разделения полномочий между избираемым муниципальными депутатами главой города и нанимаемым по контракту главой администрации, или сити-менеджером. В ряде городов этот процесс не обошёлся без скандалов, и в результате быстро сложилось общее мнение, что переход к сити-менеджменту — это новый «наезд» на демократию вслед за отменой губернаторских выборов. Логика здесь и правда лежит на поверхности: теперь, мол, встроенные в вертикаль власти губернаторы начинают «строить» под себя региональные центры, проталкивая на пост сити-менеджеров своих людей. Однако на практике ситуация оказалась сложнее — там, где существует недобрая традиция затяжных конфликтов властей региона и его административного центра, переход к новой системе муниципального управления не гарантирует сити-менеджеру спокойной работы «хозяйственника». Именно об этом — интервью главы администрации Ставрополя Игоря Бестужего, одного из первых сити-менеджеров на юге России (хотя сам Бестужий этот термин предпочитает не использовать).
Случай Ставрополя действительно особый. Многие сегодняшние сюжеты городской жизни уходят корнями в середину прошлого десятилетия, когда при слабом губернаторе Александре Черногорове мэрия краевой столицы во главе с Дмитрием Кузьминым стала фактически параллельным центром власти в регионе. Именно вокруг администрации Ставрополя сгруппировалось местное отделение «Справедливой России», одержавшее победу на выборах в краевой парламент в марте 2007 года. Однако через несколько месяцев повторить успех на выборах Госдумы справороссам не удалось (после того как на Кузьмина было заведено уголовное дело и ему пришлось скрыться за границей).
Через некоторое время в администрацию Ставрополя уже новым губернатором Валерием Гаевским был делегирован вице-премьер краевого правительства Николай Пальцев, ставший последним на сегодняшний день избранным прямым голосованием главой города. При нем был изменён устав Ставрополя с целью перехода к системе сити-менеджмента, которая, похоже, представлялась своего рода страховкой от продолжения конфликта между городскими и краевыми элитами. «Николай Иванович Пальцев был командирован в администрацию города Ставрополя для наведения порядка и консолидации элит и достойно справился со стоявшими задачами», — сказал губернатор Гаевский, когда в марте этого года Пальцев вернулся из мэрии в краевое правительство.
Руководство Ставрополем после этого было разделено между главой города и председателем гордумы Георгием Колягиным и руководителем городской администрации Игорем Бестужим, прежде работавшим заместителем мэра, а ещё раньше — краевым министром имущественных отношений. Бестужий вступил в должность 11 мая и практически сразу оказался в непростой ситуации — уже в июле несколько депутатов городской думы Ставрополя выступили с заявлениями о неэффективности работы главы администрации и необходимости инициировать его отставку. Тем не менее, у Бестужего есть главный инструмент управления долгосрочными проектами — стратегия социально-экономического развития города, принятая уже в первые дни его работы. На базе этого документа и может произойти так необходимое Ставрополю прекращение застарелых конфликтов.
— Среди крупных городов юга России Ставрополь был одним из первых, где произошёл переход к системе сити-менеджмента. В чём, на ваш взгляд, состоял смысл этого перехода?
— Сейчас, когда прошло уже более полугода с момента моего назначения, я смотрю на ситуацию с разных сторон. Во-первых, подобные решения принимаются не в регионах, и Ставрополь стал одной из площадок, где отрабатывается новация. Во-вторых, как жителю города, наверное, мне не так важно, избран градоначальник всеобщим голосованием или назначен думой. Главное, чтобы в городе было чисто, регулярно ходил транспорт, без сбоев работали предприятия ЖКХ и учреждения социальной сферы. В-третьих, как глава администрации (понятие «сити-менеджер» не люблю и не употребляю) я вижу, что существующее разделение функций как раз и даёт мне больше возможностей сконцентрироваться на решении насущных проблем городской жизни. Кроме того, изначально предполагалось, что назначаемый депутатами глава администрации должен быть более подконтролен и подотчётен представительному органу по сравнению с избранным главой муниципального образования. С этих точек зрения решение о разделении функций, наверное, правильное.
— С чем в таком случае связаны ваши непростые отношения с городской думой уже в первые месяцы руководства городом?
— Процесс перехода к новой системе управления городом неоднозначен. Есть, на мой взгляд, и серьёзные минусы. Например, сегодня потеряно право вето на решения гордумы — все её решения легитимны после того, как их подписал глава города, он же председатель городской думы. А решения ведь бывают разные. Скажем, в бюджете 2011 года мы уделили серьёзное внимание вопросам градостроительной сферы — впервые заложили деньги на планировочные решения целого ряда городских территорий, предусмотрели средства и на корректировку генплана. Причём всё, что наметили, выполняем. Но дума принимает решение признать неудовлетворительной не ситуацию в градостроительной сфере (что, кстати, принято за одну из отправных точек в нашей стратегии социально-экономического развития), а работу администрации в этой части. И это притом, что новая администрация проработала к тому времени лишь два месяца. Хотя в целом проблем во взаимоотношениях с думой ни у меня, ни у администрации города нет, но существует осознанное и последовательное противодействие нескольких депутатов, причём моих же однопартийцев. Впрочем, это уже относится к теме самоорганизованности, партийной дисциплины, зрелости, если хотите. Согласен, что необходим самый строгий контроль. Но вместе с тем ответственность, которой меня сами же депутаты и наделили, предполагает определённую самостоятельность действий. Именно этот смысл и заложен законодателями во введение института сити-менеджеров.
— Какими инструментами противостояния подобным выпадам вы располагаете?
— Инструментов как таковых нет, за исключением одного — работы. Мы всё это время спокойно ею занимались. И горожане видят результат: все обещания на этот год выполняются. К примеру, в этом году мы провели самую масштабную в истории города кампанию по ремонту покрытия улиц, тротуаров, дворов и подъездных путей. Только во дворах спальных районов положили более 200 тысяч квадратных метров нового асфальта, обустроили свыше 1100 парковочных мест. Если говорить о проблемах, то самая кричащая — нехватка мест в детских садах. Сегодня в Ставрополе отказано в приёме ребенка в детский сад 602 человекам, но уже сейчас по строительству детских садов и пристроек мы идём такими темпами, что в 2013 году этой проблемы в городе не будет. Недавно я проводил «прямую линию» в одной из региональных газет, причём издание это независимое и «зубастое». Звонило много людей, и я всё ждал, когда уже начнут ругать. Не поверите — так и не дождался. А ведь именно жители города — самые строгие судьи.
Стратегические приоритеты
— Через несколько дней после вашего утверждения в должности гордума утвердила стратегию социально-экономического развития Ставрополя до 2020 года. Какова её идеология?
— Если я скажу об идеологии что-нибудь в духе «всё для человека», то произнесу лозунг, который сегодня может сказать любой руководитель муниципального уровня, и будет при этом прав. Но чтобы составлять планы на будущее, нужно видеть сам город в целом, его точки роста. Например, студентов у нас — почти каждый четвёртый, 90 тысяч человек из 400 тысяч населения. У нас находятся базовые предприятия здравоохранения, основные финансовые институты — можно по пальцам посчитать, какие крупные банки сегодня не представлены в Ставрополе. Похожая ситуация со страховщиками, консалтингом, автоцентрами. Не каждый город имеет такой набор услуг. Поэтому мы обосновали образ желаемого будущего для нашего города как привлекательного для жизни промышленного, образовательного и культурного центра Северного Кавказа с высокой долей инновационной экономики и развитым сервисом.
— Нужно ли к этому добавить ещё какие-нибудь новые функции?
— Тех, что есть, достаточно, но убрать имеющееся нельзя ни в коем случае. Другой вопрос — как эти функции усилить. Ставрополь — молодой город в смысле возраста его населения, у нас молодёжи на 12 процентов больше, чем в среднем в России. То, что у нас четверть жителей — студенты, причём половина из них приехала из других мест, накладывает отпечаток на лицо города, и не учитывать этого нельзя. Чего сегодня нет в городе и что хотелось бы иметь — формирование набора ценностей нового поколения горожан, а это центры притяжения, публичные пространства, места самовыражения, куда бы люди приходили отдохнуть, пообщаться, как сегодня говорят, потусоваться. Когда я был студентом в конце семидесятых — начале восьмидесятых годов, у нас такая тусовка была на проспекте Октябрьской Революции, в районе Центрального парка. Сейчас это тихий уголок, люди туда почти не ходят. Зато есть две отличные востребованные территории — площадь Ленина и Крепостная гора. Мы поставили перед собой задачу сделать из Крепостной горы основное место, которое будет создавать в городе настроение. Планируем в следующем году открыть там большой фонтан на внебюджетные средства, в этом году отремонтировали подъездную улицу. Кроме того, в городе фактически нет крупных сетевых гипермаркетов, а это тоже место, куда люди приходят не только за покупками, но и просто отдохнуть. Места для этого уже определены, ведутся переговоры с сетевиками. К сожалению, город не столь велик — курорты Кавминвод в этом отношении для их бизнеса более привлекательны, потому что там в сумме более миллиона населения. Но конкурентные преимущества есть и у Ставрополя.
— Каковы приоритеты Ставрополя в направлении формирования собственной промышленной политики?
— Три основные направления — это микроэлектроника, фармацевтика и пищёвка. В области микроэлектроники концерн «Энергомера», который сегодня строит свои заводы даже в Китае, в рекламе не нуждается. По фармацевтическому кластеру на базе нашего предприятия «Эском» выделена земля, вопросы проектирования и инфраструктуры закрыты. По последним данным, правительственный документ по фармкластеру уже подписан — в перспективе это пять заводов. В пищёвке мы видим возможность создать перерабатывающий кластер на въезде со стороны Ростова. Там есть свободные участки, которые мы выставили на аукцион, есть подъездные пути и коммунальные сети. Думаю, что весной этот проект будет представлен в готовом виде.
— В последнее время доля промышленности в экономике города растёт. Может ли эта сфера стать доминирующей?
— Не верю в то, что о Ставрополе будут говорить как о промышленном центре. Наверное, сегодня это и не нужно. В девяностые годы мы потеряли около 30 процентов производственных мощностей, и вернуть их в прежнем формате советской оборонки невозможно. Но зато за это время в городе существенно улучшилась экология, а работники, высвобожденные в результате сокращения производств, перешли в малый бизнес, в котором сегодня занято около 40 процентов горожан. Именно поэтому мы легче многих городов пережили кризис, но сегодня это же обстоятельство мешает Ставрополю ускориться. Одно неверное движение в части усиления налогового прессинга тут же откинуло малый бизнес во вчерашний день. Если в прошлом году малый бизнес города показывал среднюю зарплату в размере более 8,4 тысячи рублей, то в этом — 6,1 тысячи. При этом статистика говорит, что объёмы произведённых товаров и оказанных услуг не только не сокращаются, но и растут, а число работающих в малом бизнесе сократилось на 20 процентов. Люди, конечно, никуда не делись — как работали, так и работают. Только зарплаты полностью получают в конвертах. Такое положение дел нас не устраивает. Поэтому создание условий для развития малого бизнеса — тоже один из наших стратегических приоритетов.
— Ставрополь находится в не самом выгодном положении с точки зрения транспортной доступности. Каково ваше видение перспектив развития города в этой области?
— Дополнительных въездов в город не сделать, но в прошлом году практически полностью была завершена реконструкция дороги со стороны Невинномысска, сейчас это совершенно другая дорога, чем раньше. На сегодняшний день самый напряжённый участок автодорог — это восточное направление, на Элисту и Астрахань, дороги там неширокие. Но в планах развития дорожного хозяйства края это направление есть. Серьёзно волнует то, что краевой центр — это железнодорожный тупик. Правда, в стратегии развития СКФО запланировано строительство ветки Ставрополь — Невинномысск.
— Как сегодня развивается ставропольский аэропорт после того, как его вывели из состава ГУП «Кавминводыавиа»?
— Год назад из города был один самолёт на Москву в день и раз в неделю на Ереван, сегодня у нас три ежедневных рейса на Москву. Причём если раньше это были старые ТУ-154, то теперь — «Боинги» и «Эйрбасы». Это принципиально меняет дело. Когда мы какое-то время назад принимали американцев по побратимскому обмену, они не думали, что прилетят и улетят на американских самолётах. Наверное, для крупных городов наши достижения покажутся небольшими, но нужно учитывать, что изначально основной транспортный узел края приходился на Кавминводы. Сейчас будет активно развиваться и ставропольский сегмент. В правительстве края уже приступили к работе над проектом создания особой экономической зоны портового типа на базе аэропорта Ставрополя.
Инструментарий территориального развития
— Ставрополь по-прежнему продолжают называть городом-крепостью, имея в виду его своеобразную планировку. Какими вам видятся задачи территориального развития города?
— Основа градостроительной политики для меня — это принцип полицентризма, о котором много говорят, но примеров его практически нет. Ландшафт города таков, что обеспечить его плотной дорожной сетью технически невыполнимо: нужно рассекать дорогами территорию парка Победы в Юго-Западном районе и ботанический сад, что невозможно в принципе. Сейчас мы заканчиваем проекты территориальной планировки части городских районов и в новом планировочном решении будем стараться максимально снизить нагрузку на центр города.
— Каковы текущие показатели ввода жилья в Ставрополе? Какие задачи в этом направлении ставит стратегия развития города?
— Мы уже довольно давно на одном из первых в России мест по вводу жилья в эксплуатацию — около пяти лет этот показатель составляет 1,3–1,4 квадратных метра в год на душу населения. За десять месяцев этого года введено уже 455 тысяч квадратных метров, к концу года должны выйти на 500 тысяч метров. Моя точка зрения по поводу дальнейшего развития жилищного строительства отражена в стратегии: с сегодняшних 1,3–1,4 метра на человека в год к 2020 году снизить до одного метра, в соответствии с поручением правительства.
— А в чём смысл?
— Главное не то, сколько метров строится всего или в расчёте на одного жителя, а качество вводимого жилья и площадь на одного проживающего. Один из важных показателей — доля индивидуального жилищного строительства. Она за последний год снизилась с 18 до 15 процентов, а нужно стремиться к 45 процентам. И в тех многоэтажках, которые сейчас строятся, в подавляющем большинстве — однокомнатные квартиры. Но мы ведь понимаем, что реально в этих квартирах не будет жить по одному человеку. А это нагрузка на инфраструктуру. Посмотрим правде в глаза. Пока однокомнатные квартиры строят в основном в расчёте на студентов и одиноких престарелых людей. Но пройдёт не так много времени, и на их место придут совсем другие категории граждан, а район лет через десять может превратиться, мягко говоря, в некомфортный для проживания.
Впрочем, есть и другие примеры. У нас в новом микрорайоне, 26-м военном городке, на 25 гектарах будет проживать 7,7 тысячи человек. Здесь есть детский сад, школа, площадки под развитие социальной инфраструктуры. Но, к сожалению, такие случаи единичны. В основном строительные компании пытаются извлечь максимум прибыли с каждого объекта, а значит, стараются вместить как можно больше высоток на небольшом земельном участке вопреки жёсткой позиции администрации по соблюдению параметров плотности застройки. Думаю, именно этот мотив лежит в основе нападок на градостроительную политику администрации города в некоторых явно заказных публикациях в прессе.
— Как вы собираетесь уходить от нынешней ситуации в застройке?
— Это вопрос планировочных решений. Например, во Втором Юго-Западном планировочном районе площадка около 500 гектаров была предназначена для застройки многоэтажками с перспективой по населению в 145 тысяч человек, а это треть населения города. Без адекватной социальной, транспортной, коммунальной инфраструктуры нас здесь ожидает коллапс. Понятно, что проектировать этот район надо с плотностью населения как минимум вдвое меньше и вместо многоэтажек по всему кругу только по фасаду магистральных улиц строить высотки, а за ними должно идти снижение этажности и заканчиваться таунхаусами, потом — индивидуальное жильё. Как только эта схема будет принята в виде корректировки к генплану, рассчитываем, что это решение примет силу местного закона, который никто больше не изменит. Для города это будет плюс, для чьего-то бизнеса, возможно, минус. Но для администрации города интересы жителей важнее.
— Что сегодня понимается под Ставропольской агломерацией? Насколько успешно идёт её формирование?
— Мы над этим активно работаем уже два года, но с места ничего пока ещё не сдвинулось. Здесь всё упирается во взаимодействие муниципалитетов. Когда говорят о Ставрополе, должно быть понятно, что имеется в виду именно Ставропольская агломерация. Зачем тому же городу-спутнику Михайловску позиционироваться на всю Россию? Или возьмём Южный наноцентр, который появится на территории прилегающего к Ставрополю Шпаковского района. Может быть, кому-то важно, чтобы его территория в связи с этим прозвучала на весь край или даже на всю страну, но, как правило, так не получается. Или другой пример. У нас по дороге в аэропорт, фактически в черте Ставрополя, но на землях Михайловска, появился целый городок на пять тысяч человек, микрорайон «Радуга». Мы говорим администрации Михайловска: разве так можно? А где поликлиника, школа, детсад? Мы ваших детей не сможем в детский сад принять хотя бы потому, что они будут зарегистрированы в другом городе. Почему вы не согласовали это с нами? А за ресурсами, например, по подключению воды, они всё равно пойдут в Ставрополь. И как им отказать, когда люди там уже купили жильё? А ведь это тот самый случай, когда нужна концентрация усилий, а не распыление, потому что главное в агломерации — синергетический эффект места, единая градостроительная, промышленная политика, общая инфраструктура и транспорт.
Столичный курс
— Стало ли образование СКФО с центром на Кавминводах существенным вызовом для развития Ставрополя?
— Я соглашусь со словом «вызов», но в несколько другом контексте. Когда мы были в ЮФО, мы никогда не были первыми. Сейчас мы в СКФО, и Ставропольский край изначально был сильнее других регионов округа. Поэтому укрепить свою позицию лидера, чтобы она была непререкаемой и с ней считались, — это действительно вызов для края, а значит, и для Ставрополя как его столицы. Так что образовательная база, здравоохранение, услуги, госуправление должны здесь развиваться так, чтобы у людей, приезжающих в город и живущих в нём, было ощущение, что они оказались в столице. Такое ощущение, поверьте, есть.
— А для вас столичность — это что?
— Ставрополь — административный центр. Будем продолжать работу по его благоустройству. Например, мы избавились от большого числа рекламных конструкций в центральной части города, которые были установлены на перекрёстках — щиты стояли на всех четырёх углах улиц. Я лично курировал этот вопрос и попутно поссорился с людьми, которые в рекламном бизнесе работали с этими щитами, но мы их убрали и сделали на их месте газоны и клумбы. Зато с город стал более привлекательным.
— А как вы оцениваете уровень криминогенной обстановки в городе? В январе Ставрополь прозвучал на всю страну после убийства криминального авторитета Слизаева вместе с его семьей.
— Не исключаю, что многие переоценивают ту роль, которую этот человек играл в жизни города. Многие так называемые авторитеты давно легализовали свой бизнес, а иногда слово «авторитет» используется конкурентами для дискредитации чужого бизнеса. Ставрополь никогда не был криминальным центром, хотя вопросы организованной преступности актуальны для любого города.
— Какие действия администрация города предпринимает для продвижения Ставрополя на инвестиционных форумах, международных выставках и других площадках?
— Два года назад мы обсуждали возможность поездки на MIPIM. Тогда мы не успели выполнить эту работу, но сделаем её обязательно. Сейчас более активно стали заниматься своим продвижением. В этом году город впервые принял участие в инвестиционном форуме в Сочи, где мы подписали с итальянцами соглашения о намерениях по реализации проектов по изготовлению тепловых котлов и сельхозтехники на базе дочернего предприятия КамАЗа в Ставрополе. Дальше будем выставляться на всех серьёзных площадках на территории России, готовим портал «Виртуальный Ставрополь», календарь событий, которые планируются на год вперёд. В октябре вместе с вашим журналом мы провели первый форум крупнейших компаний СКФО, и крайне важно, чтобы это мероприятие стало регулярным.
— Каким вам видится ключевая составляющая города как бренда?
— Мне бы хотелось, чтобы о Ставрополе говорили, что здесь комфортно и удобно жить. Этого разве мало?