Инвестиционные обзоры, которые регулярно публикует «Эксперт» (см., например, № 37 за этот год, "Ударили по тормозам"), продолжают поставлять нам все новые интересные истории. С 2005 года в России активно развиваются базовые направления животноводства. По мере того как пионерные, наиболее продвинувшиеся в своем развитии мясные рынки постепенно приближаются к точке насыщения, инвесторы начинают обращать внимание и на нишевые бизнесы вроде производства мраморной говядины или беконного мяса для индустрии общепита. Опыт их развития не особо впечатляет: заявок и планов пруд пруди, а вот успешно работающих проектов — кот наплакал. Однако обнаружилось одно впечатляющее исключение — индюшатина. С 2006-го по 2010 год ее выпуск в России вырос более чем вчетверо и перекрыл импорт. В нынешнем году российские и зарубежные сельскохозяйственные ведомства ожидают еще более серьезной прибавки; рост отрасли, по их мнению, продолжится и в среднесрочной перспективе (см. график 1). Сравнительно небольшой бизнес по своему качественному развитию может даже опередить производство курятины, которое стартовало первым и до сих пор оставалось наиболее успешным направлением животноводства.
Успех этой специфичной подотрасли особо примечателен, поскольку произошел почти на пустом месте. Индюшиная индустрия сконцентрирована всего в нескольких странах мира (см. график 2). При СССР у нас не было развитых традиций производства и потребления индюшатины, эта птица, по большому счету, встречалась в основном на личных подворьях. И наша рабочая гипотеза была такой. С одной стороны, успех отрасли связан с выдающимся качеством продукции. Диетическое индюшиное мясо наряду с крольчатиной считается самым полезным для здоровья, и при этом оно очень вкусное. Оба эти свойства сейчас востребованы среди богатеющих россиян, несмотря на то что мясо индейки дороже куриного. Ну а это, в свою очередь, обеспечило «индейководам» очень приличную доходность, которая и привлекла сюда новые инвестиции.
Чтобы подтвердить эту гипотезу, мы решили встретиться с Вадимом Ванеевым, главой группы компаний «Евродон» из Ростовской области. Она реализовала крупнейший в российском индюшином бизнесе проект стоимостью порядка 250 млн долларов, сумела превратиться в безоговорочного лидера отрасли (см. график 3) и даже стала «газелью» — быстрорастущей компанией (см. график 4), анализу опыта которых «Эксперт» старается уделять особое внимание. Энергичный бизнесмен осетинского происхождения потратил на демонстрацию своих достижений полный рабочий день и во многом изменил наши представления о своей компании. Кажется, в успехах индюшиного бизнеса куда больше личного, чем экономики, а планы Ванеева по развитию этой подотрасли гораздо шире самых оптимистичных представлений о нишевом бизнесе.
Непростой стартап
— Особых традиций выращивания индейки в России нет. Как вас угораздило заняться этой птицей?
— Мне интересную версию рассказали. После войны, когда народ был истощен, страдал от недоедания, была сделана ставка на развитие с