Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Пора пригласить на биржу МСБ


Малый и средний бизнес необходимо вовлекать в активную деятельность на фондовом рынке. Для этого следует создать специальную площадку с более мягкими условиями допуска и с предоставлением налоговых льгот держателям таких бумаг, считает юрист компании White & Case Kazakhstan Павел Корнилов.

— Какие нормы регулирования, на ваш взгляд, замедляют развитие фондового рынка страны на данный момент?

— Начать следует с того, что на сегодняшний день правовое регулирование рынка ценных бумаг в нашей стране в целом весьма прогрессивно. Законодательные механизмы позволяют справляться с текущими проблемами и разрешать возникающие вопросы. Оглядываясь на страны СНГ, целесообразно заметить, что в ряде случаев эксперты Российской Федерации и иных государств используют нашу базу регулирования фондового рынка и заимствуют некоторые казахстанские механизмы и институты.

Вместе с тем в настоящее время казахстанский рынок испытывает ряд сложностей, присущих всем развивающимся рынкам. Это недостаток ликвидных финансовых инструментов и низкая капитализация. Представляется, что в условиях современного казахстанского рынка данные вопросы необходимо решать путем привлечения на рынок компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу, а также население страны.

В большинстве развитых экономик именно малый и средний бизнес является базовым локомотивом экономики, в то время как в развивающихся странах, в том числе и в Казахстане, основные показатели рынка генерируются крупными финансовыми институтами и корпорациями. Данная обстановка ни в коем случае не является негативным фактором, от которого нужно стремиться уйти как можно скорее, однако в стратегической перспективе, полагаю, необходимо в гораздо большей степени вовлекать в активную деятельность на рынке малый и средний бизнес.

— Почему именно МСБ?

— Вовлечение МСБ в активную деятельность на рынке ценных бумаг, как мне представляется, назрело уже давно. Малый и средний бизнес подчас нуждается как в более лояльном правовом регулировании, так и в большем количестве возможностей выгодного привлечения капитала.

В частности, сегодня для открытия бизнеса и осуществления коммерческой деятельности МСБ почти всегда привлекает капитал от своих акционеров или банков. Такие инструменты опробованы и используются достаточно давно и небезуспешно. Вместе с тем, как всем известно, существует ряд негативных и сдерживающих факторов, например высокие процентные ставки банков, от которых возможно избавиться путем использования альтернативных финансовых инструментов.

Такой альтернативой может стать выход на рынок капитала путем размещения акций и/или облигаций на Казахстанской фондовой бирже (КФБ). Выход на КФБ позволит компаниям МСБ привлекать финансирование на более выгодных для себя условиях. Здесь и назревает необходимость обсуждения вопросов, разрешение которых упростит выход на рынок МСБ.

Во-первых, должны быть созданы стимулы для выхода на рынок капитала, во-вторых, сам процесс выхода на рынок капитала должен быть максимально упрощен; и, в-третьих, нахождение ценных бумаг в списке КФБ не должно быть обременительно для компаний.

— Какие же меры необходимо предпринять для стимулирования выхода МСБ на КФБ?

— На самом деле это непростой вопрос, который требует детального исследования.

Практика показывает, что, как правило, при условии достаточной капитализации рынка компании обычно не выходят на рынок капитала в силу следующих обстоятельств. В первую очередь, требования для листинга на бирже подчас невыполнимы или сложно выполнимы для МСБ. Затем для осуществления листинга и нахождения в официальном списке подчас выдвигаются требования о слишком детальном раскрытии информации о деятельности компаний, разглашение которой, ввиду только развивающегося рынка, может повлечь серьезные негативные последствия для таких компаний. В силу этих же причин компании боятся потерять контроль над осуществляемой ими деятельностью из-за выхода на рынок. Ну и, в конце концов, проблемой может являться и консервативное мышление руководителей компаний, основанное на подчас неправильном восприятии экономической ситуации или даже банальная неосведомленность о возможностях рынка капитала.

Предстоит проанализировать, какие из этих причин существуют у нас и, возможно, выявить новые. Здесь решающее слово останется за экспертами и вами, журналистами. Со своей стороны предположу, что в большей или меньшей степени в Казахстане присутствуют все указанные причины.

Также, возможно, стоит рассмотреть возможность внедрения так называемого AIM (Alternative Investment Market), то есть списка для ценных бумаг, которые не могут быть включены в официальный список КФБ, но, тем не менее, могут представлять интерес для инвесторов и, соответственно, быть инструментами привлечения средств.

На КФБ существует сектор «Нелистинговые ценные бумаги», но этот сектор создан исключительно для того, чтобы дать возможность совершать сделки с ценными бумагами на организованном рынке ценных бумаг, то есть КФБ. Вместе с тем для держателей ценных бумаг, включенных в этот сектор, не предоставляются налоговые льготы.

По нашему мнению, компаниям, которые не могут войти в официальный список КФБ, но желающим выйти на рынок капитала, целесообразно предоставить максимум возможностей сделать это.

Теперь о налоговых льготах. Это один из ключевых стимулов для инвесторов при приобретении ценных бумаг. Поэтому следует рассмотреть возможность создания AIM, который будет являться частью официального списка и, как следствие, предоставлять налоговые льготы для держателей включенных в него ценных бумаг и предусматривать более легкие требования в отношении включения в AIM и последующего раскрытия информации.

Также, возможно, стоит предусмотреть налоговые льготы для самих эмитентов, выходящих на КФБ, как, например, уменьшение ставки подоходного налога для компаний, акции которых находятся в официальном списке КФБ (включая AIM) и соответствуют определенным требованиям по «свободному обращению» (free float).

И в довершение всего необходимо постоянно вести активную маркетинговую работу среди потенциальных эмитентов — компаний МСБ, с целью показать, что КФБ может являться альтернативой банковскому заимствованию.

— Вы упомянули население. Вы на самом деле представляете население как часть портрета инвестора?

— Да. Традиционно рынок капитала считается развитым тогда, когда именно население принимает активное участие в торговле. Наша страна уже выбрала правильное направление в деле более активного вовлечения населения в экономическую деятельность на рынке ценных бумаг, одним из доказательств чего является «народное IPO».

Одновременно с этим упомянутую проблему теперешней недостаточной капитализации рынка Казахстана возможно и отчасти даже должно решать путем привлечения широких слоев населения к инвестированию в инструменты, обращающиеся на КФБ.

И вновь для этого необходимо создать условия, при которых, в отсутствие общих рыночных рисков, инвестиции в финансовые инструменты будут потенциально более доходными, понятными и не более рискованными, чем привычные объекты инвестирования (банковские депозиты и недвижимость). Ведь основной причиной того, что люди не стремятся выйти на рынок ценных бумаг, является, с одной стороны, менее обременительный и гораздо более проработанный путь привлечения капитала от банков или банальное и, как показала практика, рискованное инвестирование в объекты недвижимости, с другой, более дорогой и подчас малопредсказуемый исход инвестирования в ценные бумаги ввиду ряда нынешних факторов рынка.

Возвращаясь к условиям, предположу, что такими условиями могут являться внедрение обязательного страхования ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг перед клиентами и третьими лицами; ужесточение ответственности должностных лиц этих профессиональных участников за раскрытие конфиденциальной информации; ведение активной маркетинговой работы среди населения, с целью показать, что КФБ может являться реальной альтернативой банковским депозитам и покупке недвижимости.

— Как вам видится дальнейшее развитие биржевого рынка?

— Как я и заметил в начале нашего разговора, регулирование рынка в данный момент весьма и весьма прогрессивное. В сложившихся рыночных условиях комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального банка Республики Казахстан и КФБ делают все что могут и даже больше для развития рынка капитала. В частности, в данный момент разработан пакет изменений в законодательство по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, призванный усовершенствовать действующее законодательство.

Рассматривая же идеальную ситуацию, полагаю, что КФБ следует задуматься о привлекательности дальнейшей интеграции, так как, помимо наличия ликвидных инструментов, привлекательность КФБ зависит и от того, насколько правила торгов и учета ценных бумаг на КФБ сходны с правилами и стандартами развитых бирж (таких как London Stock Exchange). Ведь иностранные инвесторы, которых, возможно, заинтересуют ценные бумаги МСБ, обращающиеся на КФБ, в первую очередь будут ожидать, что правила игры на КФБ будут сходными с правилами, в соответствии с которыми инвесторы оперируют на развитых биржах.

Что же касается региональной интеграции, я лично не считаю, что КФБ стоит брать в качестве примера какую-либо биржу, функционирующую на постсоветском пространстве. Как уже было замечено, в данный момент ситуация как раз противоположная, ведь наши соседи именно у нас перенимают инновации. Поэтому интеграция с такими биржами, на мой взгляд, должна ограничиваться привлечением на КФБ высоколиквидных финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах.