Алана Крузье можно смело отнести к тому типу сотрудников, которые определенно верны своей компании. Он проработал в корпорации Microsoft восемнадцать лет и сделал здесь прекрасную карьеру. Начав, в общем-то, с рядовой должности в Microsoft во Франции, он начал затем быстро продвигаться вверх. Вскоре он стал финансовым и административным директором в парижском офисе, затем в роли финансового директора всей корпорации он отвечал уже за весь Американский и Тихоокеанский регион, после чего был повышен до должности корпоративного вице-президента. Сегодня он является корпоративным вице-президентом и главным финансовым директором подразделения продаж, маркетинга и ИТ-консалтинга в корпорации Microsoft, которое включает в себя аналитику, финансовое и стратегическое планирование, и в его подчинении находятся 46 тыс. сотрудников в более чем 100 странах мира. Недавно он впервые побывал в Казахстане. По его словам, он давно слышал об успехах Microsoft в нашей стране, о перспективах рынка и решил взглянуть на него сам.
Человек номер один по планированию в такой крупной корпорации, как Microsoft, просто обязан иметь четкое видение будущего, как технологического, так и экономического, чтобы не завести свою компанию в тупик. И именно этим видением г-н Крузье поделился с читателями «Эксперта Казахстан».
— До некоторого времени Запад был уверен, что он сможет жить в неком фантасмагорическом постиндустриальном мире, физически не производя никаких товаров. Но поскольку люди не могут жить без вещей, подразумевалось как само собой разумеющееся, что делать предметы до скончания веков будут азиаты. Однако сейчас ситуация меняется. Китайцы все больше потребляют сами, а президент США Обама запустил программу по реиндустриализации Америки. Что вы обо всем этом думаете?
— Постоянные изменения — это нормально, это свойство окружающей нас действительности. Одна из таких вещей, которая циклически повторяется в мире — это централизация и последующая децентрализация. Я думаю, сейчас происходит очередная естественная разбалансировка такого рода. Да, пока Запад — это больше родина технологий, а Восток отвечает за их воплощение. Но завтра все вполне может оказаться наоборот. Азия во многом сейчас вырывается вперед потому, что там наблюдается большой прирост населения. Соответственно, потенциальный спрос в потребительском секторе там гораздо шире. Экономика в азиатском регионе растет и будет продолжать расти в ближайшее время. Особенно в некоторых направлениях, таких как здравоохранение, например. Но что касается технологического превосходства, Восток пока все-таки отстает. В любом случае западные компании продолжают вкладывать большие деньги в развитие, в инновации. И, прежде всего, в ИТ-технологии, в частности те, что предоставляет Microsoft. Я бы не стал говорить о каком-то резком и существенном переносе центра инноваций с Запада на Восток, во всяком случае в этой сфере. Перемены происходят постепенно.
— Какова базовая роль Microsoft, на ваш взгляд?
— Прежде всего, мы — инноваторы. Мы являемся ключевым драйвером изменений. В качестве примера можно привести те же облачные вычисления, которые начинают сейчас применяться как в потребительском сегменте, так и в корпоративном. И здесь Microsoft очень и очень силен. Во многих странах наша компания очень плотно работает с правительствами. Люди, занятые в государственном секторе, проходят тренинги в соответствии с так называемыми национальными планами. Я думаю, Microsoft в массе вещей находится на самом острие изменений, соединяя прошлое и будущее.
— И, как вам кажется, какие технологии изменят ближайшее будущее человечества?
— «Облака» — это очень серьезное изменение. Вскоре любой продукт Microsoft будет представлен и в своей облачной версии. Таким образом, любые документы будут доступны из любой точки земного шара — они больше не будут привязаны к конкретному компьютеру. Это окажет огромное влияние и на обычных потребителей, и на бизнес-среду. Также есть коммуникационный тренд. Значительно выросли возможности в смысле связи и совместной работы, и это ведет к серьезным переменам. Сейчас можно связать людей, практически где бы они ни находились на планете. Это тоже большой тренд. Вы знаете, во многих компаниях, в которых я бывал в последнее время, обычных телефонов уже нет. Они исчезли. Потому что большую часть вещей, которую делает стационарный телефон, можно делать с помощью лэптопа, смартфона, планшетника, многих других устройств. Больше того, в устройствах нового поколения имеется видеосвязь, которой телефон дать не может. Еще одно перспективное направление —поиск информации. Когда вы сегодня ищете с помощью поискового сервиса, результат, который вы видите на экране, является неким компромиссом между релевантностью ответа и «умностью» движка. Вводя какие-то слова в строку поиска, вы получаете универсальную выкладку, которую получил бы и любой другой на вашем месте, и далее вынуждены листать и листать страницы с результатами, чтобы найти то, что вам действительно нужно. Либо вам приходится уточнять критерии поиска. Понятно, что так не может продолжаться. И возникает вопрос: что будет с этой технологией завтра? Это действительно большое поле для деятельности. Некоторые изменения уже происходят. Допустим, если я набираю в поисковике AirAstana, я получаю на выходе ссылку на основную страницу и сразу же — на страницу, где я могу зарегистрироваться на рейс и распечатать посадочный талон. Потенциально поисковые движки смогут с большой точностью определять, где пользователь географически локализован, и давать рекомендации, исходя из этого. Они уже сейчас могут понять, что вы, допустим, находитесь в Алматы, и сразу выдают результаты в формате: «Покупка авиабилетов из Алматы». Все такого рода вещи вовлекают миллионы людей естественным образом. Другой крайне важный фактор —растущая роль Сети, под которой я понимаю не только интернет. Все эти вещи серьезно меняют жизнь людей. Я думаю, эволюция будет состоять в том, что намного больше продуктов люди будут получать по подписке, из «облаков». Работать с одним и тем же содержимым они будут с помощью многих устройств. Мы ожидаем большее разнообразие формфакторов, все больше устройств будут встроены в окружающие предметы, допустим в автомобили. Мир будет просто нашпигован коммуникационными устройствами, которые будут взаимодействовать между собой. Передача голоса, изображения, данных полностью сольются. Управление голосом станет обыденностью — клавиатурой, мышью люди будут пользоваться все реже. И видео будет становиться все более и более доступным.
— Microsoft известна тем, что она приходит на рынки, которые уже существовали, и выбивается в безусловные лидеры. Операционные системы существовали до Windows, офисные пакеты были и до MSOffice. Но потом Microsoft отбил эти ниши, в какие-то моменты становясь почти монополистом. Вы могли бы посоветовать такую модель поведения и другим компаниям?
— Это сложный вопрос. Посмотрите на банковскую индустрию. Большей частью там все давным-давно изобретено. Тем не менее кто-то на этом рынке умудряется что-то предпринимать и вырываться вперед. Другие же игроки, топчась на месте, уходят в небытие. Тут нет стопроцентных инноваций, а есть масса маленьких изменений. Или сфера общественного питания. Сколько там всего уже имеется! Но люди все еще выдумывают новые блюда. На многих рынках все базовые вещи уже существуют, и там не сделаешь чего-то такого, что перевернет отрасль. Отрасль ИКТ, конечно, сильно в этом смысле отличается, потому что здесь еще есть вещи, которых десять лет назад просто не существовало. Но и в нашей индустрии начинает происходить нечто подобное. Хороший пример такого рода — наше устройство Kinect, которое подсоединяется к игровой приставке Xbox. Оно способно распознавать жесты, голосовые команды. Вначале это был лишь контроллер для игр — во многие из них увлекательнее играть без джойстиков, без использования клавиатуры. Однако сегодня к нам уже приходят банкиры, розничные сети, которые хотят приспособить эту технологию к своей работе. Они жаждут лучше и эффективнее коммуницировать с клиентами с помощью этого или подобного устройства. Предлагаются также варианты использования Kinect в медицине. Если соединить видеосвязь и Kinect, появляется возможность двум людям общаться лицом к лицу, практически как с собеседником напротив. Это пример того, как огромные изменения распространяются подобно кругам по воде. Когда мы смотрим в будущее, мы видим, что многие аспекты повседневной жизни изменятся благодаря этому изобретению. Вместе с тем существовали ли такие сканеры до Kinect? Безусловно. Использованный сканер не является сам по себе революционным изобретением. Столь фундаментальная перемена объясняется тем, что специалисты Microsoft просто смогли по-новому взглянуть на существовавшие технологии и определенным образом скомпоновать их. И вот в результате появилась корневая идея, которая обрастает разнообразными вариантами применения. Самое важное — просто осознание какой-то группой разработчиков некой возможности, которую потребитель ищет, сам того не подозревая. Вот такие «озарения» будут и дальше развивать многие отрасли. Я думаю, один тип инноваций — это возникновение неких действительно новых свойств, а другой, не менее важный, — «переизобретение» всем знакомых вещей, которое, тем не менее, ведет к революционным сдвигам. Возьмите тот же Office. Вы обнаружите там просто огромный арсенал инструментов. И функции все добавляются и добавляются с каждой новой версией. Пакет становится все умнее, у него появляется что-то вроде интуиции. И это все еще лидирующий продукт в своем сегменте. Он бы не был номером один, если бы не постоянное усовершенствование. И еще раз — многие вещи, которые задействуют эмоции людей, вызывают большие изменения, чем изобретение каких-то физических объектов, которых до того не существовало.
— И в этом и заключен секрет выживания Microsoft — компания ведь уже довольно старая по меркам ИТ?
— Первая вещь, и самая важная, чтобы оставаться на плаву, пожалуй, состоит в том, чтобы оставаться новаторами. Нужно оставаться в инновационном потоке. Тот же Kinect, поиск, облачные вычисления… Все это не просто игрушки для инженеров или программистов — это все несет реальные трансформации в жизни потребителей. И когда мы говорим о производительности труда, о коммуникациях и удаленной работе групп людей, заметьте — довольно внушительная доля инноваций предлагается миру именно компанией Microsoft. Это объясняется тем, что мы продолжаем постоянно инвестировать в инновации, мы не снижаем вливания и не уменьшаем усилий для поиска дальнейших путей развития. И я думаю, что наша компания как инновационная организация сейчас очень сильна. Второе, что нужно для выживания, — быть сфокусированными на потребителях, как в розничном сегменте, так и в корпоративном. Я думаю, что Microsoft очень сосредоточен на нуждах клиентов. Это правда — в пространстве информационных технологий есть большое число разных трендов, сильная конкуренция. И мы понимаем, что нельзя изобрести абсолютно все, повсюду быть номером один. Но фокус на интересах потребителей помогает вычленять самые важные направления. А результат налицо — это рост большинства наших бизнесов.