Ни для кого не секрет, что тысячи городских и сельских территорий в нашей стране деградируют. Особенно быстро эти процессы развиваются в деревнях, малых и моногородах. Из-за узкой специализации местной экономики, концентрации рабочих мест на одном или нескольких градообразующих предприятиях люди зачастую лишены альтернативных источников заработка. Поэтому любые сбои в производственных цепочках, вызванные, например, кризисными явлениями в экономике, нередко заканчиваются социальными взрывами.
В 2009 году именно такая ситуация возникла в городе Пикалево Ленинградской области. В разгар финансового кризиса собственники градообразующих предприятий и их поставщики (ЗАО «Базэлцемент-Пикалево» — входит в холдинг «Базэл», ОАО «Апатит» — «Фосагро», «Пикалевский цемент» — «Евроцемент груп», «Пикалевская сода» — ЗАО «Метахим») не смогли договориться о ценах на сырье и зачехлили мощности. Оставшись без работы, люди вышли на улицу. Чтобы погасить волнения и наладить диалог между промышленниками, понадобилось личное участие премьер-министра Владимира Путина.
Резонансный конфликт в Пикалеве вынудил правительство обратить внимание на проблемы моногородов. Недавно стало известно, что по линии Внешэкономбанка государство намерено направить более 265 млрд рублей на развитие в моногородах (их в стране 335) новых производств. Например, в том же Пикалеве планируется построить тепличный комбинат, предприятия по производству клееного бруса, ксилита и топливного этанола, по переработке зерна.
Однако масштабные государственные инвестиции вряд ли дадут ощутимый эффект, если в процесс развития территории не будут вовлечены сами местные жители — через общественные инициативы, развитие местного и среднего бизнеса. Кто или что придаст драйва местному сообществу? Как создать в городе спрос на изменения и подтолкнуть людей к активным действиям по его обустройству? Обо всем этом мы поговорили с Глебом Тюриным, основателем Института общественных и гуманитарных инициатив.
В 1997–2005 годах при участии института была реализована серия проектов возрождения деревень в Архангельской области. Тюрину удалось втянуть в общественную работу и объединить вокруг себя наиболее активных местных жителей. При их непосредственном участии были придуманы планы развития деревень, а привычная для этих краев сельскохозяйственная тематика дополнена новыми оригинальными идеями. Например, в деревне Еркино Пинежского района возникла идея развития сельского туризма, благо антураж для этого в деревне имелся: старинные дома-подворья со ставнями, высоченные «журавли» над колодцами, старинные амбары на высоких точеных столбиках. Первым шагом к популяризации деревни стал организованный в ней летний лагерь для учеников районной школы искусств и местных ребят — «Пленэр в Еркино». Мастер-классы провели не только преподаватели, но и старожилы, владеющие секретами народных ремесел и промыслов. Дети учились вязать рукавицы, валять валенки, плести пояса. Вокруг идеи развития традиционных ремесел возник проект создания с