– Как вы считаете, кризис подтолкнул ритейлеров к внедрению новых технологий?
– Могу сказать с полной уверенностью – да. Новые технологии дают ритейлеру возможность выявить и устранить все тонкие места по всей бизнес-цепочке. Это могут быть финансовые вопросы, затоваренность складов и магазинов, кадровые вопросы, ценовые, маркетинговые, все, что имеет отношение к бизнесу и влияет на результаты.
Раньше ритейлеров волновало только одно – достаточно ли хлеба на полке. Сейчас ихволнует множество вопросов, один из главных – сбалансированность поставок.
– Приведите конкретные примеры проблем, с которыми сталкиваются ритейлеры и которые им необходимо устранить
– Возьмем, к примеру, крупного международного одежного ритейлера. Его товар меняется примерно каждые три недели. Три недели – один цикл моды, еще три недели – другой цикл и так далее. Задача ритейлера – распродать большую часть коллекции в течение трех недель, оставив меньшую часть для дисконта. Для этого все должно быть просчитано – какие вещи пользуются большим спросом в стационарном и интернет-магазине (бывает, что склады магазина затоварены, а в интернет-магазине товара не хватает), в каких бутиках преобладает тот или иной контингент покупателей (по возрасту, полу, финансовой обеспеченности, вкусам и пр.), к каким маркетинговым решениям и цветам они питают симпатию и пр. Другие задачи – организовать максимально эффективно бизнес-процесс – логистику, работу персонала магазина (например, увеличить число кассиров в «час пик» и уменьшить в то время, когда посетителей обычно бывает мало).
– Какие последние решения в области информационных технологий вы предлагаете сегодня своим клиентам?
– Мы предлагаем очень широкий набор решений, но ритейлер сам должен выбрать подходящий для себя модуль. Подходящий модуль – это наибольший возврат на капитал в короткое время. Использование информационных технологий в логистике позволяет распродавать коллекции одежды без остатка, избегая распродаж (это ад для ритейлера), за счет своевременного перераспределения товаропотока по каналам продаж: магазины, онлайн-бутики и через мобильные телефоны.
Во Франции, например, можно совершить необходимые покупки, не выходя из машины. Достаточно составить список покупок за 40 минут до въезда в магазин, отправить его со своего телефона для оформления и через 40 минут забрать покупки, не выходя из машины.
Прежде всего, надо понимать, что власть перешла от продавцов к потребителям. В данном контексте и лежат все наши новые технологические решения. Все начинается с консолидации и обработки информации, дальше эта информация направляется на то, чтобы предоставить максимально подходящее предложение потребителю. Например, наши программы могут предоставить ритейлеру информацию о том, сколько времени перед покупкой потребитель искал ту или иную вещь, не говоря уже о более тривиальных вещах.
Другой уровень программ – это программы, позволяющие максимально упростить и улучшить шопинг для потребителей, программы-приложения к мобильным устройствам, которые ориентированы на потребителя. SAP ставит перед собой цель – к 2015 году привлечь 1 млрд пользователей таких программ. Благодаря им покупатель может узнать, где есть то, что он ищет, сравнить товары, виртуально примерить одежду, оплатить ее одним кликом в телефоне и еще многое другое.
Одновременно работник магазина также вооружается подобной системой, позволяющей ему одним кликом узнать исчерпывающую информацию о товаре (чтобы ответить на любой вопрос покупателя): технических данных, гарантии, наличии и др.
– Вы уже можете сказать, что будет следующим шагом в технологических инновациях?
– Да, это будут новые удобства для клиента – новые виды гарантии и технического обслуживания, цель которых – удержать клиента.
– Россия не настолько продвинутая пока еще в техническом плане страна, далеко не все имеют смартфоны и имеют возможность и опыт телефонных и интернет-покупок. И российский бизнес также с некоторой опаской относится к новым технологиям и долгосрочным инвестициям. У вас есть клиенты в России, они готовы к инновациям такого рода?
– Технологии существуют в России, они доступны в России. Из десяти крупнейших российских ритейлеров девять используют наши технологические решения. Это Х5, «Эльдорадо», «М.Видео» и прочие. Однако в настоящее время они еще осваивают наши базовые программы – бизнес-планирование, финансовые отчетности, кадровые решения.
При этом компании не стоят на месте. Х5, например, каждый год покупает у нас новые модули и решения.
Что же касается российских потребителей, то они, да, отстают в плане технической компетентности. Но молодые люди в России уже сейчас владеют интернет-технологиями и мобильными устройствами, так же как американцы или европейцы, и уже лет через десять они будут создавать основной пласт покупателей. Так что надо быть во всеоружии, иначе есть опасность просто потерять клиентов, которые в скором времени будут совершать покупки в любой точке мира одной лишь клавишей телефона.
– Сколько стоят такие программы и каков эффект от них для бизнеса в цифрах?
– Стоимость зависит от конкретных модулей и их комбинаций. Решения предлагаются в зависимости от размера бизнеса, работают в среднем 10-15 лет. Мы подсчитали, что обороты ритейлеров вырастают сразу на 20% после внедрения инноваций.