На президиуме Госсовета РФ в Хабаровске 12 ноября вновь была поднята тема передачи части полномочий из центра регионам и муниципалитетам. (Напомним, в начале июня по поручению президента для проработки этих вопросов образованы две рабочие группы: за правовой аспект отвечает вице-премьер РФ Дмитрий Козак, за финансово-налоговый — его коллега Александр Хлопонин.) Разговор на Госсовете оказался, однако, гораздо шире. Речь пошла об институциональном укреплении регионов (создании механизмов финансирования и работы корпораций развития), развитии крупных агломераций, расширении количества особых экономических зон, сокращении экономического расстояния между удаленными территориями страны. Сразу после заседания Госсовета мы попросили автора основного доклада, губернатора Свердловской области Александра Мишарина, обосновать свою точку зрения.
Создать мотивацию
— Александр Сергеевич, экспертное сообщество сошлось во мнении: средоточие полномочий и доходов бюджетной системы в федеральном центре вредит экономике страны. Каким вы видите оптимальное соотношение доходов федерального центра и других уровней бюджетной системы?
— По последним данным Министерства финансов РФ, это соотношение составляет примерно 66 на 34. Много это или мало? В Швейцарии и Канаде — 60 на 40 в пользу регионов; в США, Германии, Китае — примерно 50 на 50. Но есть примеры Австралии, Бразилии, Индии, где регионы получают примерно столько же, сколько в России. Поэтому простой перенос зарубежных цифр без понимания контекста не работает.
На мой взгляд, важнее вопрос мотивации. Компании Свердловской области показывают темпы роста объемов производства в два раза выше, чем в целом в стране, бюджет области в 2010 году увеличился на 25 процентов, по итогам 2011 года мы сохраняем динамику. И что с того? Если бы роста не было, мы точно так же получили бы необходимые средства из бюджета для обеспечения минимальных обязательств. Я убежден: в бюджетной политике должны быть стимулы для регионов, которые подталкивали бы их увеличивать доходы бюджета. Нужно не перераспределять уже имеющиеся доходы, а создавать условия, при которых регионы смогут наращивать собственную налогооблагаемую базу. Тогда мы естественным образом достигнем соотношения, например, 50 на 50.
— Какие инструменты нужны, чтобы в регион пришел дополнительный ресурс?
— Я вижу два. С одной стороны, нужно позволить субъектам федерации, которые хорошо зарабатывают, оставлять у себя часть дополнительных доходов. Прежде всего это налог на прибыль, то есть те два процента, которые сейчас субъект отдает в федеральный бюджет. С другой — нужны полномочия, чтобы освободить от налогов крупные, прежде всего инфраструктурные, проекты, имеющие долгосрочные цели. И дело здесь вовсе не в алчности инвесторов. Это необходимо, чтобы на начальном этапе минимизировать их затраты и быстрее запустить проект. Поскольку инфраструктурные проекты имеют мультипликативный эффект, ускорение пройдет по всей хозяйственной цепочке и деньги в виде налогов от эксплуатации