Движение «Правый поворот», о создании которого в конце декабря объявил глава организации «Деловая Россия» председатель правления компании SVL и генеральный директор «Абрау-Дюрсо» Борис Титов, выпустило программный манифест, в котором излагает свое понимание правого либерализма и миссии правых либералов в российском обществе и государстве. Учитывая ту «зияющую высоту», которую структурно представляет собой правая идея в нынешней российской политической конфигурации, любые попытки идеологически четко очертить собственное место на политической карте заслуживают внимания. Тем более что прямо проговоренные постулаты позволяют оценить политические перспективы движения, его видение будущего России и те условия, в которых предлагаемая стратегия может быть успешной.
— Итак, перед нами манифест движения «Правый поворот». Насколько я понимаю, его появление приурочено к новым политическим обстоятельствам: кто будет возглавлять страну в ближайшие шесть лет, кажется ясно, как будет выглядеть политическая жизнь — определяется сейчас. Надо найти в ней место правым?
— Строго говоря, манифест ни к чему не приурочен.
Думать о движении «Правый поворот» мы начали в декабре прошлого года, когда стало понятно, что гражданская активность растет и есть инициатива президента либерализовать политическую систему. Сейчас правую либеральную идею как таковую никто не защищает. Мы хотим отмежеваться, показать, что представляет собой праволиберальная идея. Можно вспомнить, как Прохоров взялся за «Правое дело», и все заговорили, что он создает правую партию. Хотя на самом деле те лозунги, с которыми он пошел на выборы, говорили о том, что он вообще ни правый, ни левый. Я создаю партию для всех — это он заявил на съезде «Правого дела». Уже это сподвигло нас к тому, чтобы сформулировать жесткие идеологические праволиберальные принципы.
— Кого объединяет «Правый поворот»?
— Не называя пока фамилий и имен, могу сказать, что это люди, которые относятся, во-первых, к разным возрастным группам, к совершенно разным профессиям. Это не обязательно предприниматели, хотя предпринимателей у нас много. Эти люди принадлежат к разным партиям. Потому что, как мы помним, есть идеология, а есть политтехнология. Многие шли в разные партии — надо было участвовать в выборах. А идеология во многом была в нашей стране не важна. Поэтому многие из них сегодня принадлежат к разным партиям — есть и члены «Единой России», даже коммунисты, уже не говоря о «Правом деле» или «Яблоке». Мы хотим их собрать по жестко идеологическому принципу — пониманию того, кто мы, зачем мы и чего мы хотим для страны. Пока мы жестко и твердо не подтвердили, что мы — участники этого движения, называть имена и фамилии рано.
— Как вы пишете, правые либералы считают, что демократию «нельзя волевым решением объявить или импортировать. И путь к экономическому благосостоянию долог и труден, результат может быть достигнут только в ходе длительного эволюционного развития общества. Не может прийти в одночасье, тем более революционным путе