Южное подразделение ОАО «ВымпелКом» за последнее время дважды оказывалось в ситуации, когда пришлось выходить на высококонкурентные рынки — с услугой проводного ШПД в 2008 году и с комплексным предложением для корпоративных клиентов — в 2010-м. Именно эти сегменты стали поставщиками новостей на фоне статичного рынка сотовой связи, на котором изменения измеряются сотыми долями процента. «Билайн» не побоялся вступить в конкурентную борьбу за рынок, на котором уже практически не осталось возможностей для войны цен — завоёвывать лояльность к бренду пришлось услугами. С задачей компания в целом справилась и, заняв устойчивое положение, теперь, по словам директора Южного региона ОАО «ВымпелКом» Алексея Маныча, направляет усилия на расширение услуг для активно растущего корпоративного сектора и развитие возможностей для мобильного интернет-трафика.
— С какими результатами южное подразделение «ВымпелКома» закончило год?
— Южный регион к концу 2011 года продемонстрировал рост в мобильном сегменте, и рост «Билайна» здесь, по нашим оценкам, был не ниже общерыночной динамики. Самым активно развивающимся направлением в компании остаётся трафик данных. В 2011 году выручка компании по этому направлению увеличилась на 40 процентов. Развитие сегмента Data — однозначный тренд в сфере телекома, все операторы делают ставку на колоссальный рост интернета и интенсивно строят сети 3G. В этом смысле «Билайн» поставил для себя сверхцели: график нашего строительства сети очень напряжённый. Всего за два-три года мы фактически отстроили сеть третьего поколения, при этом на строительство 2G у нас ушло 10 лет. Мы и сейчас продолжаем строить базовые станции второго поколения и постоянно модернизируем то, что уже построено. В прошлом году технические специалисты компании начали также подключение базовых станций по технологии ethernet, что позволило вдвое увеличить порог максимальной скорости 3G в южном регионе с 7,2 МБ/с до 14 МБ/с. В 2012 ОАО «ВымпелКом» планирует перевод 50 процентов базовых станций на подключение по этой технологии.
— Рынок сотовой связи — один из самых насыщенных. За счёт чего компания планирует развиваться в будущем — и какими темпами?
— Мы не ожидаем колоссального роста в сегменте голосовой передачи данных. Перераспределение абонентских баз операторов может произойти только на сотые доли процентов. Сейчас основной упор в своей работе «Билайн» на Юге делает на развитие сегмента передачи данных. Помимо этого, будем развивать сервисы мобильной коммерции — уже сегодня мы предлагаем абонентам опции, с помощью которых можно оплачивать услуги проезда в транспорте, билеты в кино и многое другое.
— Как вы оцениваете доли компании в разных сегментах коммуникационного рынка и к каким показателям будете стремиться?
— Однозначно ответить на этот вопрос сложно, поскольку в каждой области или крае у нас уникальные условия ведения бизнеса. В каком-то из филиалов мы удерживаем лидерство, где-то отвоёвываем долю. В среднем мы обслуживаем примерно треть общей базы абонентов макрорегиона. Я считаю, что у «Билайна» есть всё необходимое для лидерства — и качественное покрытие области, и оптимальный набор услуг, и хорошие условия ценовой политики.
В целом по Югу мы показали стремительный прирост в сегменте В2В. Считаю это действительно значимым результатом, поскольку развивать корпоративное направление мы начали позже наших партнёров по рынку, но сумели предложить клиентам больший пакет услуг. Ещё одним значимым этапом развития «Билайна» на Юге можно назвать развитие проводного интернета. В 2008 году мы вошли на, казалось бы, уже сложившийся рынок и стали практически лидерами по темпу роста. На данный момент в каждом из филиалов Юга мы оцениваем свою долю рынка ШПД примерно в треть.
— Какие инвестиции в 2012 году будут сделаны для развития проводного ШПД в регионе? По каким параметрам компания выбирает города для входа с этой услугой?
— Ежегодно мы инвестируем в строительство собственных сетей 20 и более процентов от выручки в регионе. Здесь построено порядка 5 тысяч километров домовых сетей, охвачено около 10 тысяч многоэтажных домов, доля абонентов ШПД в ЮФО составляет 10 процентов от общей базы компании по России. Конечно же, бывают ситуации, когда рентабельность бизнеса не позволяет войти в тот или иной регион или населённый пункт. Но это направление развивается, причём драйвером развития проводного интернета стал рост абонентской базы цифрового телевидения IPTV. Количество пользователей услуги за 2011 год по Югу выросло фактически в три раза.
— Как вы оцениваете объём корпоративного рынка в регионе? За счёт каких компаний он будет прирастать в следующем году?
— В прошлом году бизнес-сегмент компании был выделен в обособленное подразделение — это стало для нас важным событием. В июне 2011 года в Ростове-на-Дону открылся первый на Юге офис обслуживания корпоративных клиентов нашей компании. Действительно, сегмент корпоративного бизнеса год от года показывает уверенный рост как по количеству клиентов, так и по количеству сервисов и услуг, предоставляемых операторами связи. За период 2010–2011 годов рост корпоративного сегмента региона составил 13 процентов. «Билайн Бизнес», по нашим данным, за аналогичный период показал лучший прирост среди тройки операторов связи на Юге — 18 процентов. По нашим подсчётам, доля выручки корпоративного бизнеса в общих доходах рынка мобильной связи в южном регионе составляет 8 процентов, доля «Билайн Бизнес» в общих доходах компании — 9 процентов. На 2012 год мы прогнозируем рост В2В-сегмента в доходах компаний на 12 процентов. Основными клиентами бизнес-операторов сегодня являются транспортные компании, логистические компании, использующие услуги М2М, малый и средний бизнес, пользующийся услугами мобильных офисов и VPN-сервисами, крупные федеральные и транснациональные компании, находящие для себя удобство в работе с облачными сервисами.
— С какими крупными компаниями сотрудничает «Билайн» в ЮФО? Какие продукты востребованы у бизнеса такого размера?
— В южном регионе у нас несколько тысяч корпоративных клиентов, и универсального решения для крупного бизнеса быть не может — к каждому нужен индивидуальный подход. В пример можно привести предоставление услуги фиксированной мобильной технологической сети (FMTN) ОАО «РЖД». Суть услуги заключается в возможности совершения исходящих вызовов, используя короткую нумерацию внутри фиксированно-мобильной сети. Это решение позволяет сократить расходы на мобильную связь и на звонки со стационарных телефонов внутри компании. Аналогичная услуга предоставляется нами и МЧС России. Для компании ООО «Реклама-Стиль», реализующей продукцию под брендами «Домострой», «Русский лён», мы осуществили нестандартный проект по организации call-центра. Перед клиентом стояла задача организации единого call-центра в Краснодаре для работы с покупателями в режиме онлайн в 40 интернет-магазинах России. Для удобства покупателей, сохранения привычного местного набора номера и формирования ощущения, что оператор call-центра находится в том же городе, отдел маркетинга клиента решил, что телефонные номера будут местными для каждого региона. Решение, предложенное «Билайн Бизнес», состояло в выделении виртуальных номеров в каждом городе присутствия с безусловной переадресацией на фиксированные номера Краснодара.
Ещё один уникальный проект был реализован с управлением ГИБДД по Краснодарскому краю. Для создания системы контроля передвижения транспортных средств на территории Краснодарского края с января по май 2011 года клиент проводил работы по внедрению аппаратно-программного комплекса, позволяющего оперативно передавать на сервер Госавтоинспекции сведения о проходящем транспорте в Краснодарском крае. Для функционирования комплекса потребовалось организовать каналы связи посредством проводных каналов и спутниковой связи, обеспечивающих доступ к сети ЕИТКС МВД России. Предложенное нами решение и специализированное программное обеспечение позволили осуществлять доступ к информации о прохождении транспорта в реальном времени всем заинтересованным службам и организациям, имеющим доступ к ЕИТКС МВД.
— Одно из самых резонансных событий прошлого года — требование регулятора пересмотреть тарифную политику в международном роуминге. В конце года «МегаФон» и «Билайн» объявили о том, что вводятся в действие услуги, которые в несколько раз удешевили связь для абонентов, находящихся за рубежом. Это временная мера, или такой уровень тарифов сохранится и в дальнейшем?
— «ВымпелКом» планомерно работает над снижением цен в роуминге. Компания первой из операторов «большой тройки» — ещё в 2010 году — значительно снизила цены в роуминге в странах СНГ. А 2011 год и вовсе стал периодом глобального снижения цен на услуги международной связи. Это объективный процесс, направленный на повышение привлекательности голосовых услуг среди абонентов, выезжающих за рубеж, и увеличение числа пользователей услуг роуминга. На фоне тенденции снижения межоператорских тарифов (расчётных тарифов между российскими и зарубежными операторами связи. — «Эксперт ЮГ») перемены в тарификации для российских абонентов прошли достаточно комфортно для операторов телекома. Безусловно, позиция регулятора придала большую значимость процессу снижения цен и отчасти повлияла на результат наших переговоров с зарубежными партнёрами.
— На юге России у «Билайна» действует программа стажировки ИТ-специалистов «Третье поколение». Как вы оцениваете уровень отраслевого образования в регионе на данный момент? Что необходимо изменить?
— Традиционно в регионе были — и сейчас работают — учебные заведения с серьёзной теоретической подготовкой, из которых мы набираем ребят на стажировку или на постоянную работу. Благодаря такой подготовке кадров, когда за молодым специалистом закреплён наставник, он может полноценно работать в коллективе, мы создаём комфортные условия для эффективной работы сотрудников. Рынок растёт год от года, и нам нельзя упускать конкурентоспособные кадры. Программа «Третье поколение» позволяет получить практический опыт работы в выбранном направлении бизнеса в соответствии с образованием стажёра. По результатам стажировки происходит перевод лучших стажёров в штат компании, в подразделение, где они проходили практику, на позицию специалиста или старшего специалиста.
Проблемы отраслевого образования остаются прежними: отсутствие практической подготовки у студентов, отсутствие современной базы оборудования и слабая работа со студентами в плане подготовки их к работе. В некоторых городах топ-менеджеры «Билайна» читают лекции в вузах и учебных заведениях. Для нас это хороший опыт коммуникации с начинающими специалистами.