Причина коррупции и невысокого качества услуг в отечественной медицине — отсутствие четких стандартов на оказание медицинской помощи и несоответствие существующих затрат на лечение реальным потребностям. Правда, сегодня многие развитые страны стоят перед вопросом, как правильно подсчитать издержки в здравоохранении. Расходы на него увеличиваются (в США, например, эти затраты составляют уже около 20% ВВП), и это долгосрочный тренд, заданный социально ориентированной политикой развитых стран. Но параллельно стремительно дорожают медицинские технологии и лекарственные препараты. Зажатые между стремлением увеличить расходы на здравоохранение и ростом издержек, правительства стремятся оптимизировать стандарты лечения, регулярно модернизируя их. Кризис заставил особенно жестко контролировать бюджеты здравоохранения. Закупка новых дорогостоящих медицинских технологий и лекарственных препаратов происходит только после их комплексной экспертизы. В России пока такой работы на системном уровне не проводится, несмотря на то что в стране уже третий год идет дорогостоящая реформа здравоохранения и государство активно закупает новое медицинское оборудование, лекарственные препараты и технологии. О том, как сформировать правильные подходы к финансированию отрасли, «Эксперту» рассказал Виталий Омельяновский, директор НИИ клинико-экономической экспертизы и фармакоэкономики. Сегодня это единственный в стране институт, который пытается дать и клиническую, и финансовую оценку существующим стандартам лечения.
— Можно ли объективно подсчитать экономику здравоохранения в России? Или же здравоохранение в нынешней ситуации остается неким черным ящиком, где деньги бесследно исчезают и невозможно увидеть результаты их использования?
— Последние пять лет Минздравсоцразвития РФ озабочено созданием адекватных стандартов. До сих пор в формуле расчета лечения используются тарифы, принятые еще в советские времена. Ситуация осложняется тем, что здравоохранение в России финансируется из нескольких бюджетов — федеральных, региональных, муниципальных. В одних губерниях медучреждениям платят за количество койко-дней, в других — за количество пролеченных случаев. Хотя сегодня Минздравсоцразвития старается откорректировать тарифы, свести их воедино, привлекая к этой работе различные ЛПУ в разных субъектах федерации. Но пока мы в начале пути. Чтобы выявить настоящую цену лечения, нужно создать номенклатуру услуг, а она следует из подробной статистики: сколько лечебных учреждений в стране, каков их профиль, сколько врачей в них работают, какова структура заболеваемости в каждом регионе, каково влияние болезней населения на экономику региона. Сегодня предприняты реальные попытки провести паспортизацию регионов — в частности, на это направлена нашумевшая программа модернизации отрасли. Как в ней декларировалось, регионы могут получить средства на техническое переоснащение лишь в том случае, если предоставят полные данные и обоснование потребности в дополнительном финансировании. Однако в д