Э.: Как давно и откуда возникла вообще эта тема «облаков»? «Облака» — это инновация?
С.К.: «Облака» — это относительно новый термин, который придумали производители аппаратного и программного обеспечения. Он означает вычислительные ресурсы и программное обеспечение, которые предоставляются удаленно или сдаются в аренду. «Облака» — это больше термин, чем какая-то реальная инновация.
Т.Я.: На самом деле с «облачными» сервисами частный потребитель знаком уже давно — это электронная почта, социальные сети, Wikipedia, музыкальные сервисы (iTunes и др.). «Облака» — это тот редкий случай, когда технологии из личной сферы потребления пришли в корпоративную.
Кстати, днем начала эры «облачных» вычислений (cloud computing) считается 9 августа 2006 года. В этот день Эрик Шмидт — исполнительный директор Google — на конференции в США впервые использовал данный термин для обозначения модели аренды программных продуктов через интернет.
С.К.: И все-таки это не новое решение. С приходом интернета всегда человек, сидящий за компьютером, так или иначе использовал ресурсы другого компьютера, но это «облаком» не называли.
Т.Я.: Мне кажется, что ИТ-индустрия возвращается к тренду, который был десятилетия назад. Кратко его можно назвать централизацией. В 1970–1980-е идею централизации проповедовали производители мейнфреймов, теперь снова к ней вернулись, но уже на принципиально новом уровне, с новыми технологиями.
Э.: Сергей Евгеньевич, вы были несколько лет ИТ-директором «Аэрофлота», теперь работаете в той же ипостаси на «Почте России». Как в авиаперевозках и на почте используются «облака»?
С.К.: Авиаперевозки — это одна из самых первых отраслей, где начали использоваться «облачные» сервисы. Еще до возникновения понятия «облака» называлось это «хостингом». Крупнейшие мировые авиакомпании являются пользователями глобальных систем бронирования и продажи билетов, где хранятся все их рейсы, места, классы, тарифы и т. д. Они называются инвенторными системами (предназначены для автоматизации коммерческой деятельности авиакомпании в части продажи пассажирских перевозок). Наиболее распространены в мире системы компаний Sabre и Amadeus. «Аэрофлот» пользуется системой Sabre. Кроме того, в глобальных дистрибутивных системах также на условиях «хостинга» бронируют все билеты и туристические агентства. При этом все данные о полетах находятся не на серверах авиакомпаний или агентств, а у этих глобальных провайдеров. Все системы бронирования, естественно, общаются друг с другом, также они интегрированы с аэропортами, эмиграционными службами и пр. Вот такой глобальный «облачный» сервис. Авиакомпании живут на нем десятилетиями.
Для «Почты России» необходимости для широкого использования «облаков» нет. Вся информация обрабатывается внутри локально, на собственных мощностях.
Э.: Коснемся терминологии. Вот у «Почты» есть сервис отслеживания почтовых отправлений? Это можно назвать «облачным» сервисом?
Т.Я.: Я через сайт Альфа-банка оплачиваю покупку по карточке. Это «облачный» сервис?
С.К.: Лично я не стал бы называть каждый удаленный сервис «облачным». Когда вы пользуетесь онлайн-банком либо покупаете товары в интернете — это, с моей точки зрения, не «облачный» сервис. Хотя точного определения не существует, каждый специалист воспринимает это понятие по-своему.
«Почта России» не предоставляет «облачных» сервисов, хотя у нас есть услуги, которые можно получить удаленно через интернет: узнать номер ближайшего почтового отделения или оформить подписку, и ряд других. И число таких удаленных услуг будет расти.
Т.Я.: А электронная почта («облачный» сервис, между прочим) убивает простую?
С.К.: Конечно, убивает. Но это касается частной переписки. А доля писем от юрлиц к физлицам не снижается (например, банки, торговые компании шлют информацию своим клиентам и пр.). Так что получается, что в целом объем писем даже немного растет.
Мнение эксперта
Дмитрий Торшин, генеральный директор компании Unicloud (группа компаний «АйТи»)
— На мировом рынке, особенно в развитых странах, вопрос о том, что собой представляют «облака» и «облачные» сервисы, дано уже неактуален. По сути, «облака» — реальный инструмент, которым пользуются тысячи и тысячи компаний, от малого до крупного бизнеса. Более того, интерес к «облачным» технологиям наряду с коммерческими структурами стали проявлять и государственные. Такие примеры есть уже в США и Великобритании.
В России практические шаги по внедрению «облачных» сервисов сейчас делают прежде всего представители малого и среднего бизнеса. В особенности это актуально в отношении новых компаний, которые не имеют доставшейся в наследство ИТ-инфраструктуры и, следовательно, вынуждены просчитывать разные способы ее получения. При этом интерес к «облачным» системам проявляют практически все компании, активно использующие информационные технологии в своей работе.
Не думаю, что «облака» смогут в обозримой перспективе заменить традиционные ИТ, но тот факт, что они будут расти все быстрее и больше, сомнений не вызывает. Это эволюционное развитие технологий, которыми бизнес пользуется каждый день, и удобства, которые дают «облачные» технологии, очень соблазнительны. Так, наша компания сама уже давно использует множество «облачных» сервисов: почту, хостинг, телефонию, корпоративные системы, связь. Это дает невероятную свободу и гибкость, поэтому можно с уверенностью утверждать, что скоро «облака» по достоинству оценят все современные компании.
Э.: Чем «облака» могут принести выгоду бизнесу?
С.К.: Сейчас во многих случаях удобнее использовать внешние ресурсы, чем строить у себя в компании собственный дата-центр.
Представьте, что вы быстрорастущая компания, и вычислительные ресурсы нужны вам буквально через месяц. Строить свой центр обработки данных (ЦОД) — это долго, дорого и связано с рисками. В этом случае лучше доверить это специальным компаниям.
Во-первых, ваши первоначальные затраты будут намного ниже. Это не только стоимость техники, но и содержание специалистов. Во-вторых, в «облаке» вы можете взять столько вычислительных мощностей, сколько вам нужно в данный момент. А потом наращивать в зависимости от потребностей. Если вы покупаете серверы сами, то вам всегда надо все делать с запасом на будущее, при этом каждый год стоимость серверов в расчете на одну транзакцию существенно снижается. В-третьих, функционирование самого ЦОД — это непростая инженерная задача. Он требует мощных систем охлаждения, резервирования и т. д. Не говорю уже про необходимость создания серьезной экспертизы персонала по эксплуатации ЦОДа. Таким образом, у среднего предприятия нет ресурсов для круглосуточного качественного обслуживания ЦОДа. Ну и, в-четвертых, это, конечно, время. ЦОД вы будете строить как минимум год, а то два и больше. Для аренды же вычислительных ресурсов вам надо только купить качественный канал связи. Останутся только вопросы надежности и уровня качества услуг поставщика «облачных» ресурсов и информационной безопасности.
Э.: А в области программного обеспечения что могут дать потребителю именно «облака», а не просто удаленный доступ?
Т.Я.: «Облака» учитывают динамику бизнеса. Если он растет, то емкости можно докупать. А если он падает? В традиционной модели все сервисы и софт остаются на балансе компании, по ним идут амортизационные отчисления и т. д. В «облаке» можно просто уменьшить количество арендуемых мощностей.
То есть благодаря «облакам» у компании появляется еще одна степень гибкости. Особенно важно это для среднего бизнеса, которому планировать многолетние затраты (а затраты на ИТ именно такие) сложно.
Как ни странно, все больше интереса к «облакам» в области аренды приложений проявляет и крупный бизнес, хотя чисто финансово на первый взгляд выгоды никакой. Его привлекает гибкость и мобильность. Рассмотрим ситуацию, когда крупная компания открывает филиалы в нескольких регионах, на год, присматривается к рынку. В бизнес-плане у нее стоит, что если бизнес не пойдет, через год она филиалы закрывает. Конечно, в такой ситуации гораздо выгоднее купить услуги из «облака», чем закупать серверы, софт, все это устанавливать, нанимать айтишников и т. д. А потом через год это все куда-то девать.
С.К.: Хочу еще добавить про корпоративное ПО. Для него требуются серверы. Почему выгодна именно их аренда? Я видел расчеты, что стоимость оборудования для обработки, например, 1000 транзакций SAP за год снижается вдвое за счет выхода на рынок новых более производительных серверов. То есть если я сейчас покупаю «железо» для SAP, я уже знаю, что через год смогу купить нужное мне оборудование в два раза дешевле (хотя это справедливо не для всех классов серверов). Например, сегодня реализуется проект внедрения ERP. Допустим, мы покупаем 500 лицензий на какой-то модуль SAP. Но процесс внедрения и обучения персонала идет долго, и эти 500 лицензий будут задействованы еще года через два. А мощности — и «железо», и софт — покупаются уже сейчас. При этом мы понимаем, что железо будет дешеветь и год-полтора стоять недозагруженным. В этом случае «облачная» модель дает явные выгоды.
Э.: Я так понимаю, что все движется к тому, что через несколько лет «облако» для компаний будет такой же услугой, как электричество. «Облако из розетки». А зачем в таком случае будут нужны ИТ-службы компаний?
С.К.: Да, есть такой тренд, CIO будет решать все меньше инфраструктурных задач и все больше задач по управлению информацией. При этом CIO, ИТ-директор несколько меняет профиль своей деятельности. Он начинает больше заниматься управлением информационными потоками, их анализом, построением эффективных бизнес-процессов, обучением сотрудников и пр.
А большая часть обслуживания «ИТ-хозяйства» будет передаваться на аутсорсинг.
Т.Я.: Еще одна функция, которая останется у ИТ-отдела, — это инновационная часть. На Западе не внедряют ERP так часто, как у нас. Работает у них система 10 лет, они совершенно не волнуются. Зато ИТ-отдел решает много задач, связанных с ростом бизнеса.
Я был на предприятии, которое занимается сбытом энергии на открытом рынке. Там у каждого продавца по три-четыре монитора. На них — куча аналитики про цены на энергию. А все данные поставляет и визуализирует ИТ-отдел. И именно этот анализ и есть главное ноу-хау этой компании.
А вот «облако из розетки» вряд ли когда-то будет в корпоративном сегменте. ИТ-система корпораций, скорее всего, будет представлять смешанный ландшафт. Всегда будут и «облачные» решения, и инсталлированные непосредственно в офисе компании. Задача ИТ-подразделения — все это связать, интегрировать, администрировать, обеспечить безопасность.
Э.: Как «облачные» сервисы повлияют на ИТ-отрасль? Есть уже отрасли, которые в корне поменялись из-за интернета и «облаков» в частности: музыкальная индустрия, медиа. А что же будет с ИТ?:
Т.Я.: Системные интеграторы, те компании, которые умеют делать сложные проекты, никуда не денутся, просто им надо поменять нишу. У крупных компаний-заказчиков всегда останутся уникальные процессы, процедуры, которые надо дописывать, интегрировать со стандартными решениями. Собственно, этим сейчас системные интеграторы тоже занимаются. Только теперь у нас будет интеграция с «облаками».
С.К.: Я рассматриваю тренд — все движется в «облака» — как естественный и глобальный. Единственное, что может помешать распространению «облаков», — это вопрос информационной безопасности. Сегодня он не решен. Если клиент работает с компанией, которая предоставляет «облачный» сервис, он должен ей доверять. Компания может потерять данные, они могут быть украдены и т. д.
Т.Я.: Тревога понятна. Но, с другой стороны, безопасно не там, где есть сотрудники вашей компании, а там, где безопасностью занимаются.
С.К.: Сейчас мы видим, что физических лиц вопрос безопасности не так сильно беспокоит. А вот для крупных компаний, банков вопрос информационной безопасности в «облаках» решается тяжело. И, конечно, 152-ФЗ в сегодняшней редакции практически ставит крест на «облаках».
Т.Я.: Согласен. В современном мире у специалистов по информационной безопасности есть понятие «периметр безопасности», граница. И это понятие учитывает все носители — удаленные и нет, где могут храниться ваши данные и к которым может быть доступ. А 152-ФЗ вообще не учитывает «облачной» концепции. По его парадигме все данные должны храниться на сервере компании и только.
С.К.: По закону мы должны сообщать любому человеку, чьи персональные данные мы имеем, где они хранятся. Вопрос — как это делать в «облаках»? Например, данные вашего почтового ящика Gmail могут находиться в десятке ЦОДов на разных континентах.
Ну и, конечно, главная проблема — сертифицированное ПО для защиты, которое мы должны покупать у специальных сертифицированных поставщиков. Даже если не брать в расчет его стоимость, какие версии операционных систем будет поддерживать это специализированное ПО? Сейчас эпоха мобильных устройств. Apple обновляет iOS раза два в год, Android — еще чаще. Производители этого специального ПО будут в состоянии поддерживать все версии мобильных платформ? С какой скоростью они будут выпускать обновления для каждой новой версии? Мне кажется, авторы закона об этом не думали.
Э.: Что еще, кроме проблем с безопасностью, настораживает потенциальных клиентов в «облаках»?
Т.Я.: Еще один нерешенный вопрос — смена поставщика «облачных» услуг. Технологически этот вопрос пока не решен, никаких стандартов нет. Хотя над ними усиленно работают. Сейчас при переходе от одного поставщика «облачных» услуг к другому — это проблема клиента.
Конечно, бизнес пока незрелый. В разговоре про «облака» принято ссылаться на Amazon и еще пятерку ведущих американских сервисов. А в России что? Пока всего очень мало. Так что не только заказчики не хотят, но и поставщики не могут.
Э.: Положительные примеры в России уже есть?
Т.Я.: Конечно! Такие сервисы, как «МоеДело» (бухгалтерия и отчетность для малого бизнеса), «МойСклад» (ERP-система для торговых компаний, включая интернет-магазины), «Мегаплан» (мощная система управления поручениями и не только) и ряд других систем уже несколько лет успешно используются тысячами организаций и, по информации самих компаний-разработчиков, показывают колоссальный рост выручки: 400% в год и даже более. Это, с одной стороны, доказывает высочайший спрос, но с другой — указывает на то, что мы находимся еще в начале большого пути перехода на «облака». Нельзя не отметить «облачные» сервисы гигантов ИТ-рынка — Microsoft Office 365 и Google Apps, которые очень успешно завоевывают все новых и новых потребителей.
Toп-3 приложений, развертываемых в облачной среде