В процессе развития аэропортов часто случается так, что воздушная гавань не поспевает за городом. Это утверждение справедливо как для московского авиаузла, так и для большинства аэропортов Сибири. Вряд ли, скажем, кто-то будет утверждать, что Емельяново и Центральный соотносимы в своем нынешнем состоянии с размерами и значением соответственно Красноярска и Омска. В случае с Толмачёво все наоборот. Аэропорт, по всей видимости, уже перерос в своем развитии сам Новосибирск, и новый этап роста аэрогавани предъявляет повышенные требования к самому городу — нужны события, нужны гостиницы, нужен динамичный бизнес.
Интересна в этом смысле и личность генерального директора ОАО «Аэропорт Толмачёво» Александра Бородина. Работая в Министерстве транспорта России, он несколько лет возглавлял совет директоров новосибирского аэропорта, а в 2009 году переехал из Москвы в Новосибирск. Новый 2012 год он встретил в Толмачёво. «Я специально назначил себя дежурным по аэропорту. Хотел, во-первых, чтобы другие руководители отдохнули, а во-вторых, чтобы самому было спокойно за первый день наступившего года», — говорит Бородин.
«До насыщения еще очень далеко»
В прошедшем 2011 году Толмачёво показал значительный рост пассажиропотока — на 22,3%, который увеличился и в других аэропортах Сибири, однако по абсолютным показателям Толмачёво не имеет равных на территории за Уралом — планку в 2,765 млн пассажиров в год другие воздушные гавани Сибири, скорее всего, преодолеют совсем не скоро.
— Александр Владимирович, рост по итогам 2011 года весьма серьезный. Каковы основные драйверы?
— Тот, кто внимательно следит за ситуацией в авиационной отрасли, может заметить: в 2011 году количество пассажиров в Толмачёво увеличилось на 22,3 процента, а в 2010-м — на 25,5 процента. Но нужно заметить, что в 2010 году рывок в определенной степени объяснялся эффектом «низкой базы», результатом финансового кризиса 2008–2009 годов. В 2010 году такого уже не было. Конечно, есть аэропорты, которые дали больший прирост. Но там, где объем пассажиропотока составляет сто тысяч пассажиров, достаточно организовать еще один рейс на Москву, и получится грандиозный рывок. А вот схожие с нами аэропорты Екатеринбурга и Краснодара показали рост чуть меньший, чем у Толмачёво. Хотя в Свердловской области и Краснодарском крае живет в два раза больше населения, чем в Новосибирской области. И со стороны соседних регионов тяготений там не меньше. Так что нам есть чем гордиться.
Наши показатели объясняются целым рядом причин. Прежде всего усилиями менеджмента по развитию маршрутной сети. Как только у нас появляется новый прямой рейс, пассажиры начинают интересоваться этим направлением. Раньше они, может быть, и вовсе бы туда не полетели, или не летали бы так часто, а теперь удобно и, значит, привлекательно. Большую роль играет и общеэкономическая ситуация. Положительная динамика экономических процессов тесно связана с активизацией бизнеса, с общим повышением благосостояния людей, а следовательно, и ростом пассажиропотока как показателем мобильности населения.
— В 2011 году случилось психологически важное событие — преодолен советский рекорд 1991 года в 2,65 миллиона пассажиров. Есть куда расти дальше?
— Опять же, нужно заметить, что аэропорт Толмачёво в этом направлении выделяется на фоне других. Например, в Екатеринбурге в советское время был достигнут максимум в пять миллионов пассажиров в год, так вот они эту планку еще не преодолели — в прошлом году пассажиропоток там составил 3,3 миллиона человек. То есть все еще по-разному переходят к советским показателям. Вместе с тем в России появился 25-миллионный аэропорт Домодедово. По всем международным критериям — это очень крупный аэропорт.
Когда мы говорим о дальнейшем развитии, наши перспективы очень неплохие. У нас коэффициент подвижности населения равен 0,3. Это значит, что трое из десяти человек в год воспользовались услугами авиации. В Европе этот показатель равен единице, в США — трем. Так что нам есть куда стремиться. Мы планируем, что такой рост, как в прошлые годы, весьма бурный, сохранится в течение ближайших лет. Так, в 2012 году Толмачёво планирует обслужить 3,3 миллиона пассажиров.
— За счет чего будет расти пассажиропоток?
— Рост настоящего дня — это прежде всего рост туризма. И его потенциал еще до конца не исчерпан, ведь, к примеру, идет активная отмена виз. В итоге в прошлом году мы перевезли на международных рейсах 996,3 тысячи человек — это больше трети всего пассажиропотока. И этот показатель растет быстрее, чем внутренние перевозки. Ведь кроме туризма идет еще и большой обмен рабочей силой, повышаются обороты бизнеса. Скажем, в Европу люди летают не только на отдых, но и в деловых целях. По России же рост пассажиропотока вполне предсказуем — примерно 15 процентов в год. Это показатель увеличения деловой активности. Кроме того, государство предоставляет льготы для жителей Дальнего Востока, других регионов. Доходы увеличиваются, расходы на транспорт уменьшаются из-за конкуренции.
Но я бы не рискнул дать прогноз, как будут выглядеть эти показатели через пять лет. Полагаю, пассажиропоток в Толмачёво к 2018–2019 годам достигнет пяти миллионов человек. А вот дальше таких динамичных темпов вряд ли стоит ожидать.
— Недавно фактически рядом с Толмачёво открылся «Новосибирск Экспоцентр». Он повлияет на пассажиропоток?
— Несомненно. Мимо нас посетители экспоцентра точно не пролетят. Но мы сегодня все чаще говорим о том, что в Новосибирске не хватает крупных форумов, политических, спортивных, культурных событий, и в значительной степени потому, что не хватало соответствующих инфраструктурных объектов. Экспоцентр в этом смысле как раз будет очень хорошим стимулом. Появилась площадка, на которой можно провести самые масштабные и представительные мероприятия.
Лучше, когда больше
Еще совсем недавно, когда еще в небе над Новосибирском не летали зеленые самолеты нового бренда авиакомпании «Сибирь» — S7, именно «Сибирь» обеспечивала Толмачёво львиную долю пассажиропотока. Сегодня это не так — авиакомпания хотя и остается базовой, перевозит только 30% пассажиров, остальное приходится на долю других. В будущем же Толмачёво ждет прихода в Новосибирск международных авиаперевозчиков — но только после того как произойдет историческая отмена платы за полеты над Сибирью (роялти), которую сегодня получает «Аэрофлот». К работе с зарубежными партнерами в Толмачёво активно готовятся. Например, на столе у Бородина лежат учебники по английскому языку. «Вся документация и переговоры — на английском, а я учил немецкий. Вот и приходится переучиваться», — объясняет он.
— Какие авиакомпании сегодня летают в Толмачёво?
— S7 остается базовой. Она перевозит вместе с «Глобусом» порядка 30 процентов пассажиров. Вторая по значимости — UtAir — только 14 процентов. Но у нас вся маркетинговая работа направлена на расширение количества авиакомпаний, и сегодня их более тридцати. Пассажиры уже могли оценить, что такое, когда приходят две или три компании на маршрут. Ведь в чем выгода от привлечения аэропортом большего количества авиакомпаний? В том, что на маршрутах, где летают несколько авиакомпаний, например в Москву, цена снижается самым очевидным образом.
В результате наших усилий в прошлом году в Толмачёво стали летать шесть новых авиакомпаний, в том числе зарубежные — украинская АeroSvit, греческая Astra Airlines, азербайджанская «Туран Эйр». Кроме того, появились шесть новых грузовых перевозчиков, среди которых самый крупный в Европе Cargolux.
— Насколько сильно влияет на привлечение зарубежных авиакомпаний роялти, которое сегодня иностранные перевозчики выплачивают «Аэрофлоту»?
— Конечно, чтобы привлечь иностранные компании на пассажирские направления, нужно сначала «открыть» небо. Это, как известно, обещают сделать с января 2014 года. Но уверяю вас, в небе после этого не воцарится анархия. Никакая страна не предоставляет неограниченное право полетов над своей территорией иностранным компаниям. Например, по США ни одна европейская компания летать не может.
Кроме того, нужно понимать, что «Аэрофлот» поступающие ему деньги перечисляет государству на развитие навигации. И если отменят роялти, изменятся сборы за аэронавигацию, чтобы компенсировать выпадающие инвестиционные расходы. Возможно, для авиакомпаний это не обязательно будет дешевле, но новый механизм будет прозрачным. Во всем мире платят за аэронавигацию. Вместе с тем некоторые компании в результате этого просто получат возможность летать над Россией — например, в США для своих авиаперевозчиков существовал прямой запрет на оплату роялти «Аэрофлоту».
— Можно ли ожидать взрывной рост рынка авиаперевозок после отмены роялти?
— Мы не ждем роста в разы. Но, например, после отмены роялти через Толмачёво готова летать компания Fedex. Ведь из Европы в Азию через Новосибирск летать короче, чем через Алматы или Ташкент. Кроме того что маршрут короче, есть и другие выгоды. Положим, если тонна горючего у нас стоит 920 долларов, то в Алматы — 1 200. Это же существенная экономия.
— А сможет ли Толмачёво обеспечить соответствующий уровень обслуживания воздушных судов?
— Дело в том что, работая с иностранными компаниями, мы и сервис сертифицируем по международным правилам. В ближайшее время мы запускаем линейную станцию технического обслуживания для Boeing-747 и самолетов МД-11. Там будут работать наши инженеры, которые получат право на техническое обслуживание и ремонт иностранной техники, они этому учатся за рубежом. Даже я прослушал специальные курсы, которые разработаны для руководителей аэропортов. Все обучение идет на английском языке. Все переговоры тоже на английском. И наши ничем не будут отличаться от специалистов в том же Франкфурте.
— По всей видимости, на иностранные компании следует рассчитывать и в деле повышения грузооборота?
— У нас открылся полноценный грузовой терминал с таможенным постом, где могут работать наши грузоотправители и грузополучатели. Кстати, пока по грузам нас обгоняет красноярский аэропорт Емельяново, но разница постепенно сокращается.
Думаю, мы сможем увеличить грузооборот вдвое за три-четыре года. Сейчас в Толмачёво он составляет порядка 20 тысяч тонн, то есть выйдем на отметку в 40 тысяч. Причем для нас важно, что это будут грузы, которые раньше в Новосибирск на самолетах не поступали вообще никогда. Например, цветы в Новосибирск завозились из Красноярска и Екатеринбурга. С этого года мы получаем партии цветов в Толмачёво, хотя это и потребовало дополнительного оборудования. В результате каждую неделю к нам прибывает 70 тонн цветов. А перед Восьмым марта обещают привести 500 тонн.
Пока же коммерческую разгрузку в нашем аэропорту действительно осуществляют только российские компании — «Аэрофлот» и Air Bridge Cargo.
Горизонтальная дружба
Другой важный пласт надежд, который должен обеспечить увеличение количества пассажиров, связан с региональной авиацией. По всей видимости, пока мало кто знает, как вывести региональные перевозки из их нынешнего, прямо скажем, упадочного состояния (см. «Небо для маленьких» в «Эксперте-Сибирь» № 38 за 2011 год). Но именно местные авиалинии являются главным условием превращения Толмачёво в межрегиональный хаб. Пока же успешные проекты вполне нейтрализуются провалами. Самый яркий пример: в начале 2011 года из-за убытков закрылся рейс Омск–Новосибирск–Томск, выполняемый компанией «Томскавиа».
— Как сегодня обстоят дела с региональными перевозками?
— Мы ставим перед собой очень большие задачи по их развитию. Ведь из более чем полутора миллионов пассажиров на внутренних перелетах в Толмачёво основной поток — это Москва. Дальше по популярности идет Санкт-Петербург, потом — Хабаровск. В этом направлении, в частности, мы планируем работать над привлечением транзитных пассажиров. А именно: подписывать соглашения о сквозных тарифах с авиакомпаниями, в результате чего мы надеемся, что в Толмачёво доля транзитных пассажиров увеличится с нынешних 10 до 50 процентов в течение пяти лет. С точки зрения развития региональной авиации, нам необходимо быть транзитным пунктом.
Например, сейчас у нас появился раз в неделю рейс в Барнаул авиакомпании «РусЛайн». Для нас было несколько неожиданно, что они решили лететь по маршруту Барнаул–Новосибирск, а затем в Екатеринбург. Поскольку лично я Барнаул и, к примеру, Кемерово, не видел в нашей географии полетов. И вот что получается: просто лететь из Барнаула в Новосибирск — мало желающих, а вот с дальнейшим перелетом в Екатеринбург — это уже интересно. Вот по этому принципу мы планируем развивать региональные перевозки в дальнейшем.
— Какой вы видите систему региональных перевозок в Сибири в будущем?
— Конечно, будут развиваться прямые рейсы из Томска, Барнаула и Кемерова на Москву. Но они не смогут сделать такую географию полетов в 80 городов, какая сегодня есть у нас. Поэтому пассажиры из этих городов будут прилетать в Толмачёво, а отсюда уже разлетаться по всему миру.
— Такая схема, очевидно, требует больших совместных усилий нескольких аэропортов. Насколько у вас налажено такое взаимодействие, тем более учитывая, что аэропорты Томска и Барнаула входят в структуру «Новапорта»?
— Когда мы делали с «Томскавиа» рейс Омск–Новосибирск–Томск — это была совместная работа трех аэропортов и ассоциации «Сибирское соглашение», которая нас всех объединила. Мы сделали идентичные условия скидок и обслуживания в каждом аэропорту. Компании это было очень удобно. И хотя скидки, как известно, не помогли рейсу выжить, но это показало, что мы умеем работать слаженно. Поэтому, когда нужно сделать лучшее предложение компании, мы выступаем все вместе.
— Это ближайшие к Новосибирску аэропорты. А с теми, кто дальше, например с красноярским Емельяново, ощущается конкуренция?
— За пассажиров мы точно не конкурируем. Ведь для этого человек сначала должен проехать двенадцать часов на поезде, и только затем улетать. Что касается транзитных поездок, то здесь работы хватит всем. Ни у нас, ни у них мощности для обслуживания всех возможных рейсов не хватит. В этом смысле мы не являемся конкурентами.
— Возможно ли включение красноярского аэропорта в структуру «Новапорта»?
— Если администрация красноярского края сделает шаг в этом направлении, «Новапорт» обратит внимание и обязательно эту тему обсудит. Ведь это вполне в русле современных тенденций. Сегодня есть три группы — «Ренова», «БазЭл» и «Новапорт». И все аэропорты так или иначе будут тяготеть к одной из этих групп. Потом будет объединение московского авиаузла — правда, пока никто не знает, в какой форме это произойдет. В свою очередь аэропорты, которые останутся сами по себе, наверняка проиграют.
«Деньги уже есть»
От других сибирских аэропортов Толмачёво отличает не только пассажиропоток, но и наличие второй взлетно-посадочной полосы (ВПП), которая была открыта в 2010 году совместными усилиями частных акционеров аэропорта и государства. Последнее по нынешнему законодательству, кстати, и является собственником взлетно-посадочных полос. В аэропорту укрепление государственно-частного партнерства вообще крайне важно. Например, развитие международного терминала невозможно без увеличения числа таможенников и пограничников. Это как раз один из тех случаев, когда государственные средства не столь важны — нужнее политическая воля.
— В 2011 году аэропорт функционировал уже с двумя взлетно-посадочными полосами. Как это отразилось на вашей работе?
— Ввод в конце 2010 года второй полосы вывел нас совершенно на новый уровень. Во-первых, мы стали практически всепогодным аэропортом. И если еще в 2009 году из-за метеоусловий аэропорт «простаивал» в общей сложности дней пятнадцать, то в 2011-ом — всего несколько часов. Во-вторых, ВПП-2 позволила проводить массу работ на первой полосе. В прежние времена мы вынуждены были тратить больше денег и задействовать больше людей, стараясь минимизировать сдерживание процесса обслуживания воздушных судов. Опять же в ближайшие годы нам предстоит на время закрыть первую взлетно-посадочную полосу для проведения капитального ремонта.
— Как будет решаться проблема с международным терминалом?
— Радикально. На этот год совет директоров уже выделил 300 миллионов рублей на первый этап реконструкции международного терминала. Это будет соединительный терминал между нынешними терминалами А и B. Кстати, это строительство мы собирались начать раньше. Задержка связана с тем, что, когда начали проектировать, увидели возможность внести эффективные изменения для удобства пассажиров. Например, чтобы транзитные пассажиры не выходили из стерильной зоны, чтобы по нескольку раз не получали и не сдавали багаж. Мы начинаем строительство этой весной с геодезических работ и «нулевого цикла». Закончить должны в 2013-м.
— А таможня и пограничная служба готовы развиваться столь же динамично? Ведь нынешние очереди при прилете в случае увеличения пассажиропотока тоже будут только расти…
— Здесь возникла интересная ситуация. Руководство наших таможенных и пограничных органов, работающих в пункте пропуска, на самом высоком уровне заявляют о необходимости сокращения этих людей. Дескать, нужно сокращать пограничников, сокращать полицию и автоматизировать эти процессы. Но все это проходит на фоне роста пассажиропотока. Если в 2000 году у нас количество пассажиров было на уровне одного миллиона человек, то в 2012-м — более трех миллионов. А штат пограничников и таможенников изменился минимально. По поводу этой проблемы мы обращаемся во все инстанции, нас на словах все поддерживают, хочется верить, что поддержат и конкретными решениями.
— Когда в Толмачёво появится свой аэроэкспресс?
— Сейчас запустили троллейбус до города, а по электропоезду делаем все расчеты. При строительстве нового терминала мы закладываем возможность строительства железнодорожной станции. Но практика того же Екатеринбурга показывает, что этот электропоезд при том пассажиропотоке, который мы имеем сейчас, не окупается никогда. Должен быть хотя бы пять миллионов. Чтобы поезд ходил не четыре раза в сутки, как в Екатеринбурге, а каждые полчаса, как в Москве.
Думаю, лет через шесть у нас такая электричка появится. Но мы готовимся к этому уже сейчас. Вообще, приведу интересную цифру. Если мы возьмем аэропорт Внуково, то он в 2004 году перевез 2,47 миллиона пассажиров. А мы в 2011-ом — 2,75 миллиона. А ведь это было по большому счету совсем недавно. То есть мы сравнялись с Внуково образца семилетней давности. Сейчас у Внуково девять миллионов человек, ничего не мешает и нам добиться высокой динамики. Основания для этого есть: по итогам января пассажиропоток в Толмачёво вырос более чем на 30 процентов.
График 1 Динамика пассажиропотока на внутренних и международных перевозках График 2 Динамика пассажирооборота в аэропорту Толмачево График 3 Динамика грузопотока в Толмачево График 4 Выручка ОАО Толмачево по видам деятельности