О том, каким образом финансовая организация добилась значительных результатов в банковской рознице и чем привлекла солидную клиентскую аудиторию, рассказывает директор новосибирского филиала и дирекции «Сибирь» Банка Хоум Кредит Анна Кувшинчикова.
— Анна, расскажите каковы результаты работы банка в 2011 году, какая динамика по кредитам ожидается в 2012-м?
— По итогам 2011 года клиентская база Новосибирского филиала Банка Хоум Кредит составила более 4,5 миллиона человек. Это почти каждый второй экономически активный житель Сибири. По сравнению с 2010 годом мы существенно увеличили объем кредитования и выдали нашим клиентам кредиты на сумму больше 21 миллиарда рублей, что практически на 41 процент больше, чем в 2010 году. Тогда мы выдали 15 миллиардов. Кредитный портфель в конце 2011 года, по данным управленческой отчетности, составил 18 миллиардов рублей. В этом году мы намерены увеличить его объем на 25–30 процентов. Этот рост подкреплялся растущим объемом средств, привлеченных в депозиты.
— Какие условия банка по депозитам? Какие ставки?
— Что касается депозитов… Мы начали привлекать средства физлиц в пассивы банка не так давно — только в конце 2008 года. Но особый акцент на вкладах был сделан в 2011 году. Мы сработали на опережение, предложив привлекательные условия по вкладам — это касается как процентов, так и сроков размещения и правил расторжения и пополнения. Проведя широкую рекламную кампанию, нам удалось войти в число лидеров по темпам прироста вкладов физлиц в 2011 году. В Сибири мы смогли увеличить портфель депозитов практически в пять раз. В начале прошлого года портфель вкладов составлял 600 миллионов рублей, а в конце он достиг трех миллиардов. Клиенты довольны условиями наших вкладов, потому что мы следуем принципу — всегда достойно платить клиентам за деньги, которые они размещают. Что это означает? Независимо от срока размещения, даже если клиент досрочно расторг договор, он гарантированно получает процентный доход.
Наша линейка продуктов четко сегментирована и проста. Банк предлагает всего три вклада, каждый из которых соответствует потребностям клиентов. У нас есть очень популярный вклад «Хорошие новости». Он подходит тем клиентам, которые хотят получать текущий доход. Ставка по вкладу равна 10 процентам годовых. Его основное преимущество состоит в том, что клиент может в любое время как пополнять, так частично или полностью изымать средства без потери процентного дохода, то есть в любой момент он получит свои гарантированные 10 процентов. Другой привлекательный вклад, который действует с марта этого года, называется «Доходный год». Это вклад под 11 процентов годовых. В рамках него предусмотрены возможности капитализации процентов и пополнения вклада. Первоначальный взнос — всего 10 тысяч рублей. При этом вкладчик имеет возможность досрочно расторгнуть договор и получить гарантированные 6,5 процента годовых. И еще один выгодный с точки зрения доходности продукт — «Только плюсы», договор заключается на 2 года. Доход по нему — 12 процентов годовых. В его рамках также существует возможность расторгнуть соглашение досрочно на удобных для клиента условиях. Если вклад «отлежал» срок в 365 дней, клиент получает 6,5 процента годовых, а свыше года — 11 процентов годовых. Я считаю, что такая линейка очень выгодна нашим клиентам. С учетом того, что темпы инфляции в годовом выражении сейчас рекордно низкие (всего 3,7 процента), любой клиент может на этих вкладах хорошо заработать.
— Какой прирост по вкладам физических лиц ожидается в 2012 году?
— Сейчас мы наблюдаем низкие темпы инфляции, макроэкономическую стабильность в стране, при этом на рынке по-прежнему сохраняются привлекательные ставки. Все это должно способствовать росту депозитного портфеля. В прошлом году прирост розничного депозитного портфеля в целом по банковской системе составил 20,9 процента, а в этом году мы ждем, что он будет выше. Хотя сейчас видно, что пока депозитные продукты банка все еще не пользуются таким спросом, как кредитные.
— Какие банковские продукты наиболее популярны в 2011–2012 годах?
— Со второго полугодия 2010 года начался период активного кредитования физлиц за счет влияния эффекта отложенного потребительского спроса, накопленного за кризисные годы. Прирост объемов розничного кредитования в 2011 году составил 35,9 процента (14,3 процента в 2010 году). Это больше, чем двукратное увеличение. Тенденция эта продолжилась и в первом квартале 2012 года — прирост составил 6,3 процента, тогда как в первом квартале 2011 года — 2,7 процента. Вклады населения, наоборот, не пользовались такой популярностью в 2011 году. Тогда привлечение денежных средств сдерживалось рядом факторов. В начале 2011 года отмечались сильные темпы роста инфляции, а банки предлагали низкие ставки по вкладам. Все это тормозило сберегательную активность населения, портфели вкладов физических лиц росли медленно. Во второй половине 2011 года в обществе царили ожидания существенной девальвации рубля, несмотря на то что ставки по вкладам существенно увеличились. В первом квартале из-за падения стоимости доллара и евро население начало активно скупать подешевевшую валюту и проявляло по-прежнему сдержанный интерес к банковским депозитам. В первом квартале 2012 года портфель по вкладам увеличился всего лишь на 0,9 процента по сравнению с 2,7 процента в первом квартале 2011 года. Да, процесс привлечения средств во вклады физлиц пока идет медленнее, чем процесс кредитования, но позитивное настроение на рынке все-таки наблюдается. Я считаю, что это одно из направлений, которое будет развиваться.
— Из чего состоит банковская сеть Банка Хоум Кредит?
— Сегодня мы руководствуемся правилом — не клиенту следует приезжать в банковский офис, а мы должны быть там, где есть потребность в банковских услугах. Следуя этому, мы значительно расширили сеть банковских офисов в Сибири, а это территория от Омской области до Забайкальского края включительно. В конце 2011 года мы имели сеть из 80 офисов, а сегодня она состоит уже из 93-х. К июлю планируем увеличить сеть до 120 офисов. В Новосибирске сегодня действуют 15, в том числе в Академгородке, Искитиме, Куйбышеве, Татарске, Карасуке. В конце 2012 года планируем открыть в Новосибирской области еще четыре офиса.
Также у нас есть направление микроофисов, которые размещаются там, где банковские услуги востребованы — в торговых центрах, крупных магазинах. Это удобная стойка красного цвета. За несколько минут там можно получить кредит наличными.
— Что сегодня прибыльнее, система офисных точек или дистанционное обслуживание?
— Говоря с позиций прибыльности с учетом снижения затрат на обслуживание, дистанционные услуги, конечно, выгоднее для банка. Однако уровень проникновения банковских услуг в России еще низкий, клиенты предпочитают приходить в офисы и лично общаться с банковскими сотрудниками. По данным совместного исследования Банка Хоум Кредит и Национального агентства финансовых исследований, которое было проведено в октябре 2011 года, только один процент респондентов использует услуги интернет-банкинга. По данным же аналитической компании ComScore, сегодня Россия является лидером по количеству интернет-пользователей. Это более 50 миллионов человек в возрасте от 15 лет. И только один процент пользуется интернет-банкингом! В то время как в некоторых странах Европы этот показатель достигает 95 процентов. И даже в менее развитых европейских странах, например, в Румынии — это 40 процентов. Поэтому, мы считаем, что в такой ситуации развивать классические банковские офисы целесообразно.
Наш банк смог найти компромисс и начал открывать сеть небольших дружелюбных мобильных офисов в местах, где люди живут, работают, делают покупки. Затраты на такие офисы небольшие и могут начинаться от 50 тысяч рублей, поэтому инвестиции окупаются гораздо быстрее, чем при возведении стандартных больших офисов.
С другой стороны, несмотря на потребность массовой аудитории в офисах, мы отмечаем, что наши клиенты становятся все более требовательными. Молодые люди чаще при выборе банка отдают предпочтение тем организациям, где развиты интернет-услуги.
Таким образом, мы считаем, что необходимо наращивать возможности дистанционных каналов — интернет-банк, сеть банкоматов, сайт, присутствие в социальных сетях, телефон контактного центра, необходимые для коммуникации с банком.
— Какие события на банковском рынке СФО за последнее время кажутся вам наиболее значимыми? Какую долю на сибирском рынке аккумулирует Банк Хоум Кредит? Какое направление банк считает для себя приоритетным?
— В СФО за 2011 год размер портфеля розничных кредитов увеличился почти точно так же, как и общероссийский — на 34,8 процента (в России — 35,9 процента). Что касается потенциала привлечения вкладов, здесь в Сибири сосредоточено достаточное количество средств, хотя оно не сопоставимо с Центральным и Северо-Западным округами. Тем не менее СФО прирос в депозитном портфеле ориентировочно на 22,1 процента. Что также примерно столько, сколько и в России — 20,9 процента. Что еще значительного наблюдалось на сибирском рынке? Все банки, расположенные в СФО, заработали значительную прибыль — в 2011 году это практически восемь миллиардов рублей, а в 2010 году — 5,5 миллиарда.
В будущем году мы продолжим активно наращивать объемы потребительского кредитования, удерживая лидерство в сегменте POS-кредитования (доля нашего банка на рынке России — 24 процента) и кредитных карт (около 5 процентов), а также продолжим увеличивать свою долю на рынке кредитов наличными. Потенциальный объем рынка кредитов наличными в 14 раз выше, чем у POS-кредитования. В этом сегменте есть куда расти, и мы ожидаем, что доля кредитов наличными в нашем портфеле в дальнейшем продолжит увеличиваться. Несмотря на то что ставки по кредитам наличными несколько ниже, чем по кредитам в торговых сетях, они более перспективны, поскольку имеют больший срок и сумму, а также они менее рискованны, чем POS. Мы очень успешно работаем в сегменте кредитов наличными за счет простоты и доступности услуг. Клиентам мы предоставляем выбор, который сделать очень просто. Если деньги нужны срочно, можно предоставить минимум документов и получить кредит в течение получаса. А если нужна крупная сумма, мы попросим предоставить чуть больше документов, но ставка будет ниже, а срок — больше.
График Кредитный, депозитный портфели СФО