— Как вы оцениваете динамику экономических отношений между Ростовской областью и приграничными регионами Украины в последние год-два?
— После определённого периода стагнации ситуация стала меняться к лучшему. По итогам 2011 года внешнеторговый оборот Ростовской области с Украиной вырос на 47 процентов. Это серьёзный прирост. Усиление динамики произошло с запуском еврорегиона «Донбасс». Из всех девяти еврорегионов, существующих по периметру территории Украины, это самый крупный — он вообще является одним из самых больших и мощных по человеческому и экономическому потенциалу среди всех европейских экономических регионов. Его совокупное население 11,5 миллиона человек, территория — 154 тысячи квадратных километров. Это больше, чем Болгария, Венгрия или Австрия. Здесь — колоссальный промышленный потенциал и инфраструктура, которая будет развиваться и далее.
— Чем сотрудничество сторон в рамках еврорегиона отличается от простого экономического взаимодействия?
— Идеология еврорегиона подразумевает создание совместных экономических структур и развитие по целому комплексу направлений — приграничной торговли, туризма, экологии, спорта. Одна из сверхзадач — устранение таможенных барьеров и препятствий для перемещения рабочей силы. Ещё одна немаловажная задача, которая выполняется в рамках еврорегиона, — это децентрализация политической и экономической власти, ведь процесс централизации сегодня и в России, и на Украине невероятно интенсивен. Европейская практика показывает, что успешные трансграничные отраслевые кластеры формировались и развивались одновременно с еврорегионами, которые выполняли роль координирующих структур. У нас есть все условия для создания таких кластеров по обе стороны границы, здесь чрезвычайно мощный коммуникационный потенциал. Еврорегион «Донбасс» расположен на глобальных коммуникациях — со стороны Ростовской области это Северо-Кавказская железная дорога, трасса Волгоград — Киев, порты в Ростове, Таганроге. Эта инфраструктурная составляющая позволит вывести сотрудничество на новый уровень.
— Но сейчас значительная часть торгового оборота приходится на сырьевые ресурсы. Что говорит о возможности развивать сотрудничество в других сферах?
— Для несырьевого сотрудничества есть много точек роста. Во-первых, здесь существует такое предприятие, как «Ростсельмаш», на который в советское время порядка 70 процентов комплектующих поставляли Украина и Белоруссия, сейчас — примерно 50 процентов. К нам в консульство обращался представитель завода для налаживания кооперации, и в рамках еврорегиона развитие связей в области машиностроения может быть интенсифицировано. С обеих сторон хорошо развиты сельское хозяйство, пищевая промышленность. Вспомним хороший пример днепропетровской компании «Биола», которая открыла в России своё отделение и заметно представлена на рынке соков. Большой взаимный интерес есть у судостроителей и судоремонтников. Необходимо понимать, что развитие региона не обязательно обеспечивается промышленными гигантами — это могут быть небольшие предприятия, но сумма их усилий даст необходимый эффект.
— Чтобы эти возможности начали реализовываться, необходим ряд инфраструктурных изменений — в области коммуникаций, права. Какие усилия предпринимаются для этого?
— Договорно-правовая база приводится в соответствие с современными европейскими требованиями в этой сфере. Со дня основания еврорегиона рассмотрено 55 документов, призванных гармонизировать юридическую базу, и все они уже находятся на ратификации. Это серьёзная работа, и она проделана всего за год с небольшим. С помощью такой структуры, как еврорегион, мы сможем совершить качественный скачок в развитии технологий, улучшении качества производства. Наши страны не входят в Европейский Союз, но таким образом мы сможем получить доступ к технологиям, поэтому не понадобится ждать принятия решений в Москве или Киеве — всё можно будет решать на местном уровне, мы получим пространство для манёвра.
— Еврорегиону нужна отдельная административная структура, наделённая полномочиями для таких решений? Кто будет руководить регионом, привлекать в него предпринимателей, инвесторов?
— Такая структура уже есть — это Совет по управлению еврорегионом, он состоит из руководителей Ростовской области и украинских регионов, входящих в проект. Совет — достаточно гибкий, динамичный и продуктивный способ управления. Еврорегион — это самоорганизующаяся композиция, которая сама привлекает финансы. Бизнес знакомится с возможностями проекта на выставках, семинарах, и сам на месте находит своих контрагентов. В этом и состоит философия еврорегиона — стимулировать на местном уровне возможности для установления взаимных связей между заинтересованными субъектами хозяйственной деятельности.
— Вы можете привести пример того, какие этапы проходило развитие других еврорегионов на Украине?
— Работая в Словакии, я наблюдал, как развивается деятельность еврорегиона «Карпаты», в который вошли представители четырёх стран. Главное, что необходимо сделать на начальном этапе — это создать совместную коммуникационную инфраструктуру. Допустим, одна из острых проблем Закарпатья — это наводнения. В рамках еврорегиона были объединены усилия пожарных, служб спасения, и совместное использование человеческих ресурсов и техники позволило решить глобальную проблему. Сейчас там один из наиболее значимых проектов — совместное предприятие по сборке автомобилей Škoda. Это даёт возможность получить представление о совершенно иной культуре производства.
— Какие инфраструктурные проекты реализуются сейчас в рамках «Донбасса»?
— Идёт активное развитие приграничной инфраструктуры, создаётся много контрольно-пропускных пунктов, что будет содействовать свободному обмену рабочей силой, капиталом. Сейчас на западном направлении со стороны Ростовской области движение четырёхполосное, а со стороны Украины — двухполосное, из-за чего создаётся эффект бутылочного горлышка. Мы знаем об этой проблеме, и соответствующие должностные лица, пограничники, таможенники обещают решить её к началу Чемпионата Европы по футболу 2012 года. Обустройство КПП идёт полным ходом, кроме того, на днях президент Украины подписал указ, который фактически отменяет процедуру регистрации для жителей приграничных регионов России и Украины. Ещё один серьёзный проект в области коммуникаций — это очистка реки Северский Донец, которая течёт через четыре области Украины и несколько российских областей. Практически весь восток Украины забирает воду из Донца, так что она жизненно необходима, и есть серьёзные совместные наработки в сфере экологии, которые претворяются в жизнь. Не так давно еврорегион «Донбасс», в значительной мере благодаря усилиям администрации Луганской области, был принят в Ассоциацию европейских приграничных регионов, причём наш проект обошёлся без испытательного срока, который обычно составляет два года. Эта организация выделяет немалые средства для развития своих членов, в том числе и на инфраструктурные и экологические проекты. Речь ведь идёт о миллионах евро, которые может получить «Донбасс».
— Что может ограничивать развитие региона?
— Самое серьёзное ограничение, на мой взгляд, — это наше предубеждение против такой формы экономического взаимодействия. Эта структура даёт хорошие возможности для развития, в то время как мы иногда думаем, что всё, что придумано не у нас, нам не подходит — постоянно ищем какой-то подвох. Необходимо преодолевать сложившиеся стандарты мышления, не надо думать, что всё должно быть централизовано. Это наша общая беда — мы выросли в довольно закрытом обществе. Надо просто преодолевать эти негативные ощущения, быть гибче. Жители Украины и России — это современные люди, которые близки исторически и ментально. Европа — это не замкнутое пространство, и необходимо, чтобы люди свободно двигались, чтобы легко происходил обмен рабочей силой, туристами. Да и, знаете, стоять по три часа в очереди на границе — это унизительно, не по-европейски. Надо, чтобы всё было цивилизованно.